Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественная монополия






Отрасль является естественной монополией, если одна-единственная фирма обес-
печивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это
лалось бы двум или более конкурентам. Естественная монополия возникает в тех
лучаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается
-кономией от масштаба. На рис. 15.1 отображены средние совокупные издержки
гирмы, имеющей экономию от масштаба производства. В этом случае при любом
«тъеме выпуска издержки минимальны тогда, когда продукцию выпускает един-
твенная фирма. Иными словами, при любом объеме выпуска увеличение числа
гирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличе-
нию средних совокупных издержек.


Естественная
монополия

монополия,
возникающая
вследствие того, что
единственная фирма
обеспечивает рынок
каким-либо товаром
или услугой с мень-
шими издержками,
чем это сделали
бы две или более
фирмы.



Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рь


 


 
 


Издержки

Рис. 15.1

ЭКОНОМИЯ
ОТ МАСШТАБА
КАК ПРИЧИНА
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МОНОПОЛИИ
Когда кривая средних
совокупных издержек
фирмы является
постоянно убываю-
щей, имеет место
так называемая
естественная моно-
полия. В данном
случае, если
производство рас-
пределено среди
двух или большего
числа фирм, каждая
фирма производит
меньший объем
продукции, а средние
совокупные издерж-
ки возрастают.
Вследствие этого
при любом объеме
выпуска издержки
минимальны тогда,
когда производите-
лем является един-
ственная фирма.


 

Объем
выпуска

Яркий пример естественной монополии — водоснабжение населенных пункт».
Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопро]
ную сеть, охватывающую все его здания. Если бы в предложении данной ус,
конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы по»
постоянные издержки на строительство своего водопровода. Средние совокупииив
издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок обслу-
живается единственной фирмой.

С другими примерами естественных монополий мы встречались при обсужде-
нии общественных благ и общих ресурсов (гл. 11). Мы упоминали, что невю-
торые товары обладают свойством исключительности, но не являются объектом
соперничества. В качестве примера можно привести мост, движение по котогхшг
не отличается особой интенсивностью. Мост обладает свойством исключитель-
ности, потому что сборщик платы за проезд по нему может не разрешить кому-
то воспользоваться предоставляемой услугой. Однако мост не является объек-
том соперничества, поскольку его использование водителем одной автоманшшв
не уменьшает возможности других автомобилистов. Поскольку в данном слу
неизбежны постоянные издержки на строительство моста, а предельные и:
жки от очередной поездки через реку пренебрежимо малы, средние совок
издержки поездки через мост (равные отношению совокупных издержек к чжлшг
поездок) убывают с ростом числа поездок. Следовательно, мост является есте-
ственной монополией.

Если фирма является естественным монополистом, возможности подрыва «к:
власти вновь вступающими на рынок конкурентами минимальны. Неуверенно ив-
гут чувствовать себя монополии, не обладающие ключевыми производственными»;
ресурсами или полностью зависящие от решений правительства. Монопольно вш-
сокая прибыль привлекает новых желающих вступить на рынок, конкуренция ойю~
стряется. Напротив, вступление на рынок естественной монополии бесперспектив-
но, так как конкуренты прекрасно понимают, что не смогут добиться таких як
низких, как у монополиста, издержек, ибо при вступлении новой фирмы доля рывши,,,
приходящаяся на каждого его субъекта, уменьшится.

В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение есте-
ственной монополии, является размер рынка. Еще раз рассмотрим мост черен
реку. Когда население близлежащих районов невелико, мост может быть есте-



•ава 15. Монополия

" зенной монополией, так как он полностью удовлетворяет спрос на поездки через
еку с низкими издержками. Однако по мере того как население растет, нагрузка
: - переправу увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, по-
тебуется построить еще один или несколько мостов через эту же реку. Таким
'разом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в кон-
рентный рынок.

Принятие монополией решения
об объеме выпуска и цене товара

Теперь мы можем обратиться к изучению процесса принятия монополией решения
5 объеме производства продукции и установлении цены. Анализ, который мы

проведем в этом разделе, — отправная точка в изучении вопроса о желательности
юнополии и политике правительства на монопольных рынках.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал