Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Естественная монополия
Отрасль является естественной монополией, если одна-единственная фирма обес- печивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это лалось бы двум или более конкурентам. Естественная монополия возникает в тех лучаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается -кономией от масштаба. На рис. 15.1 отображены средние совокупные издержки гирмы, имеющей экономию от масштаба производства. В этом случае при любом «тъеме выпуска издержки минимальны тогда, когда продукцию выпускает един- твенная фирма. Иными словами, при любом объеме выпуска увеличение числа гирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличе- нию средних совокупных издержек.
Естественная монополия —
монополия, возникающая вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с мень- шими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рь
Рис. 15.1
ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИИ Когда кривая средних совокупных издержек фирмы является постоянно убываю- щей, имеет место так называемая естественная моно- полия. В данном случае, если производство рас- пределено среди двух или большего числа фирм, каждая фирма производит меньший объем продукции, а средние совокупные издерж- ки возрастают. Вследствие этого при любом объеме выпуска издержки минимальны тогда, когда производите- лем является един- ственная фирма.
Объем выпуска
Яркий пример естественной монополии — водоснабжение населенных пункт». Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопро] ную сеть, охватывающую все его здания. Если бы в предложении данной ус, конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы по» постоянные издержки на строительство своего водопровода. Средние совокупииив издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок обслу- живается единственной фирмой.
С другими примерами естественных монополий мы встречались при обсужде- нии общественных благ и общих ресурсов (гл. 11). Мы упоминали, что невю- торые товары обладают свойством исключительности, но не являются объектом соперничества. В качестве примера можно привести мост, движение по котогхшг не отличается особой интенсивностью. Мост обладает свойством исключитель- ности, потому что сборщик платы за проезд по нему может не разрешить кому- то воспользоваться предоставляемой услугой. Однако мост не является объек- том соперничества, поскольку его использование водителем одной автоманшшв не уменьшает возможности других автомобилистов. Поскольку в данном слу неизбежны постоянные издержки на строительство моста, а предельные и: жки от очередной поездки через реку пренебрежимо малы, средние совок издержки поездки через мост (равные отношению совокупных издержек к чжлшг поездок) убывают с ростом числа поездок. Следовательно, мост является есте- ственной монополией.
Если фирма является естественным монополистом, возможности подрыва «к: власти вновь вступающими на рынок конкурентами минимальны. Неуверенно ив- гут чувствовать себя монополии, не обладающие ключевыми производственными»; ресурсами или полностью зависящие от решений правительства. Монопольно вш- сокая прибыль привлекает новых желающих вступить на рынок, конкуренция ойю~ стряется. Напротив, вступление на рынок естественной монополии бесперспектив- но, так как конкуренты прекрасно понимают, что не смогут добиться таких як низких, как у монополиста, издержек, ибо при вступлении новой фирмы доля рывши,,, приходящаяся на каждого его субъекта, уменьшится.
В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение есте- ственной монополии, является размер рынка. Еще раз рассмотрим мост черен реку. Когда население близлежащих районов невелико, мост может быть есте-
•ава 15. Монополия
" зенной монополией, так как он полностью удовлетворяет спрос на поездки через еку с низкими издержками. Однако по мере того как население растет, нагрузка : - переправу увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, по- тебуется построить еще один или несколько мостов через эту же реку. Таким 'разом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в кон- рентный рынок.
Принятие монополией решения об объеме выпуска и цене товара
Теперь мы можем обратиться к изучению процесса принятия монополией решения 5 объеме производства продукции и установлении цены. Анализ, который мы
проведем в этом разделе, — отправная точка в изучении вопроса о желательности юнополии и политике правительства на монопольных рынках.
|