Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доход монополии






Представьте себе город, в котором воду для потребительских нужд предлагает
единственный поставщик. В табл. 15.1 представлена зависимость дохода монопо-
лии от объема поставленной воды.

В первых двух колонках — расписание спроса на рынке монополиста. Ecu
монополист поставит 1 галлон воды, он продаст его за $ 10. Чтобы продать дза
галлона воды, он будет вынужден снизить цену до $ 9. Если объем предложения
составит 3 галлона воды, ее цена уменьшится до $ 8 и т. д. Представив имеющиеся
данные в графической форме, вы получите типичную кривую спроса с отрицателе
ным наклоном.


Таблица 15.1

ВАЛОВОЙ, СРЕДНИЙ
И ПРЕДЕЛЬНЫЙ
ДОХОДЫ
МОНОПОЛИИ


 

КОЛИЧЕСТВО ЦЕНА ВАЛОВОЙ ДОХОД СРЕДНИЙ ДОХОД ПРЕДЕЛЬНЫЙ J
ВОДЫ, В ГАЛЛ. В$ в$     в$ ДОХОД, B $
(Q) (P) (TR = Px О) (ДЯ = 77? /Q) [MFI-- = DTFI /DQ)
             
               
               
               
               
               
               
              -2
              -4

'лава 15. Монополия

В третьей колонке таблицы приведен валовой доход монополиста, равный про-
изведению объема продукции (из первой колонки) и цены (из второй колонки).
3 четвертой колонке — его средний доход, то есть доход, получаемый от продажи
- диницы продукции. Мы исчисляем средний доход как отношение валового дохода,
ззятого в третьей колонке, к объему продаж из первой колонки. Как мы выяснили
з гл. 14, средний доход всегда равен цене товара, что справедливо как для конку-
тентной фирмы, так и для фирмы-монополиста.

В последней колонке табл. 15.1 — предельный доход фирмы-монополиста —
~оход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Мы исчис-
ляем предельный доход как изменение валового дохода при возрастании объема
выпуска на единицу. Например, поставка 3 галлонов воды приносит фирме вало-
вой доход в $ 24. Увеличение объема предложения до 4 галлонов поднимает
заловой доход до $ 28. Следовательно, предельный доход равен $ 28 — $ 24, то
-сть $ 4.

В табл. 15.1 представлен результат, который существенно важен для понимания
поведения монополии: предельный доход монополиста всегда меньше цены его
•повара.
Например, если фирма увеличивает поставку воды с 3 до 4 галлонов, ее
заловой доход возрастет только на $ 4, даже если она сумеет реализовать каждый
галлон по $ 7. Для монополии предельный доход меньше цены потому, что кривая
спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон. Чтобы увеличить объем
продаж, монополия должна снизить цену на свой товар; следовательно, чтобы про-
дать четвертый галлон воды, монополист должен удовольствоваться меньшим до-
ходом от первых трех галлонов.

Предельный доход монополии значительно отличается от предельного дохода кон-
курентной фирмы. Увеличивая объем продаж, монополия сталкивается с двумя эф-
фектами, влияющими на ее валовой доход, исчисляемый как произведение P х Q:

Эффект объема: продается больший объем выпущенной продукции, то есть Q
возрастает.

Эффект цены: цена падает, то есть P уменьшается.

Так как конкурентная фирма реализует по рыночной цене столько продукции,
сколько она пожелает, ей неведом эффект цены. Увеличивая производство на
единицу, конкурентная фирма получает доход, равный рыночной цене этой единицы
продукции, а ее доход от проданной ранее продукции отнюдь не снижается. Иными
словами, так как конкурентная фирма является принимающей цену, ее предельный
доход равен цене ее продукции. В отличие от этого, когда монополия увеличивает
производство на единицу, она вынуждена снизить цену на каждую единицу выпу-
щенной ею ранее продукции, что ведет к уменьшению дохода от продукции, кото-
рую она уже пустила в продажу. В результате предельный доход монополии ниже
цены ее продукции.

На рис. 15.3 отображена кривая спроса и кривая предельного дохода монопо-
лии. (Так как цена для фирмы равна ее среднему доходу, кривая спроса и есть
кривая ее среднего дохода.) Эти кривые всегда начинаются в одной точке верти-
кальной оси, потому что предельный доход от первой продаваемой единицы про-
дукции равен цене товара. Однако в силу причин, которые мы обсудили выше,
предельный доход монополиста ниже цены товара. Таким образом, кривая предель-
ного дохода монополии лежит ниже ее кривой спроса.

Из рисунка (как и из таблицы) видно, что предельный доход может даже быть
отрицательным. Предельный доход становится отрицательным, когда эффект цены
превышает эффект объема. В этом случае, при производстве дополнительной еди-
ницы продукции, цена падает настолько, что вызывает снижение валового дохода
фирмы, даже при условии, что фирма увеличивает объем продаж.



Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рышт



Спрос (Средний доход) Объем воды

Рис. 15.3

КРИВЫЕ СПРОСА Цена

И ПРЕДЕЛЬНОГО

ДОХОДА

МОНОПОЛИИ 11

Кривая спроса пока-

10
зывает влияние

объема выпуска 9

на цену товара.
Кривая предельного

дохода показывает 7

изменение дохода.

фирмы при увеличе-
нии объема выпуска 5
на единицу. Так как.
цена каждой прода-
ваемой единицы 3
продукции должна 2
снизиться в случае

увеличения монопо- 1

лией производства, g

предельный доход
всегда ниже цены. -1

-2

-3 -4




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал