Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безвозвратная потеря






Мы начинаем анализ с изучения поведения монополии, как если бы она управля-
лась великодушным плановиком, который заинтересован не только в прибыли
зладельцев фирмы, но и в выгоде ее потребителей и стремится к максимизации
эбщего излишка, равного сумме излишка производителя (прибыли) и потреби-
тельского излишка. Запомним, что общий излишек равен ценности товара для
потребителя за вычетом издержек производства товара для монопольного произ-
водителя.

Рис. 15.7 демонстрирует нам определение объема производства нашим «специ-
алистом доброй воли». Кривая спроса отражает ценность товара для потребите-
лей, то есть сумму, которую они готовы заплатить за товар. Кривая предельных
издержек отражает издержки монополиста. Таким образом, общественно эффек-
тивный объем выпуска находится в точке пересечения кривой спроса и кривой
предельных издержек.
При объемах ниже этого уровня ценность товара для по-
требителей превышает предельные издержки его производства, следовательно, уве-
личение выпуска ведет к возрастанию общего излишка. Выше этого уровня пре-
дельные издержки превышают ценность товара для потребителей, а значит, при
снижении объема выпуска суммарный излишек увеличится.

Если бы монополией действительно управлял великодушный плановик, она
достигала бы эффективного объема выпуска, устанавливая цену, находящуюся в
точке пересечения кривых спроса и предельных издержек. То есть «специалист
доброй воли», подобно конкурентной фирме и в отличие от максимизирующей
прибыль монополии, установил бы цену, равную предельным издержкам. Так как
такая цена давала бы потребителям точную информацию об издержках производ-
ства товара, потребители приобретали бы эффективный объем товара.


Предельные издержки


Цена


Рис. 15.7

ЭФФЕКТИВНЫЙ
УРОВЕНЬ
ПРОИЗВОДСТВА
Великодушный
плановик, стремя-
щийся к максимиза-
ции общего излишке
остановится на
объеме выпуска в
точке пересечения
кривой спроса и
кривой предельных
издержек. При
объеме ниже этого
уровня ценность
товара для предель-
ного покупателя
(отражаемая кривой
спроса) превышает
предельные издерж-
ки его производства
Выше этого уровня
ценность товара для
предельного покупа-
теля меньше пре-
дельных издержек.



Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка


 


Рис. 15.8

НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ
МОНОПОЛИИ
Так как монополия
устанавливает цену
выше предельных
издержек, потреби-
тели, оценивающие
товар выше его
предельных издер-
жек, но ниже моно-
польной цены, вынуж-
дены отказаться
от покупки. Таким
образом, объем
продукции, предлага-
емый монополией,
ниже общественно
эффективного
уровня. Безвозврат-
ные потери пред-
ставлены площадью
треугольника между
кривой спроса
(отражающей цен-
ность товара для
потребителей)
и кривой предельных
издержек (отражаю-
щей издержки
монопольного произ-
водителя).


Мы можем оценить влияние монополии на благосостояние, сравнивая объем
выпуска, выбираемый монополистом, и объем производства, на котором остановил-
ся бы наш специалист по планированию. Монополист решает поставлять такой
объем продукции, которому соответствует точка пересечения кривой предельного
дохода и кривой предельных издержек; плановик же выбирает объем выпуска,
соответствующий точке пересечения кривой спроса с кривой предельных издер-
жек. Рис. 15.8 демонстрирует нам разницу в подходах: решение монополиста
меньше общественно эффективного объема выпуска.

Неэффективность монополии рассматривают и в терминах цены монополиста.
Так как рыночная кривая спроса выражает обратную зависимость между ценой и
объемом предложения товара, объему производства ниже общественно эффектив-
ного выпуска соответствует цена, превышающая общественно эффективную цену.
Когда монополист устанавливает цену, превышающую предельные издержки, неко-
торые потенциальные потребители, оценивающие товар выше предельных издер-
жек производства, но ниже цены монополиста, отказываются от его приобретения.
В этом и есть существо неэффективности, ибо для таких потребителей ценность
данного товара выше издержек его приобретения. Таким образом, монопольное
ценообразование является в определенной степени препятствием для осуществле-
ния взаимовыгодной торговли.



Объем выпуска

Монопольный Эффективный объем объем

Аналогично тому, как мы оценивали неэффективность налогообложения с по-
мощью треугольника чистых убытков (гл. 8), мы можем измерить и неэффектив-
ность монополии (рис. 15.8). Вспомним, что кривая спроса отражает ценность това-
ра для потребителей, а кривая предельных издержек — безиздержки монопольной:
производителя. Таким образом, площадь треугольника возвратных потерь между
кривой спроса и кривой предельных издержек равна уменьшению общего излишка
вследствие монопольного ценообразования.


'лава 15. Монополия



Безвозвратная потеря, вызванная монополией, напоминает безвозвратные поте-
ри вследствие налогообложения. В самом деле, монополист подобен тайному сбор-
лику налогов. Введение налога на товар «вбивает клин» между готовностью
потребителей заплатить за товар (кривая спроса) и издержками производителя
кривая предложения). Так как монополия, проявляя власть над рынком, назнача-
ет цену выше предельных издержек, она вбивает такую же «распорку». В обоих
: лучаях насильственное внедрение клина вызывает падение объема продаж ниже
: птимального для общества. Разница между «клиньями» состоит в том, что нало-
" овые поступления получает правительство, а монопольную прибыль — частная
эирма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал