Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Безвозвратная потеря
Мы начинаем анализ с изучения поведения монополии, как если бы она управля- лась великодушным плановиком, который заинтересован не только в прибыли зладельцев фирмы, но и в выгоде ее потребителей и стремится к максимизации эбщего излишка, равного сумме излишка производителя (прибыли) и потреби- тельского излишка. Запомним, что общий излишек равен ценности товара для потребителя за вычетом издержек производства товара для монопольного произ- водителя.
Рис. 15.7 демонстрирует нам определение объема производства нашим «специ- алистом доброй воли». Кривая спроса отражает ценность товара для потребите- лей, то есть сумму, которую они готовы заплатить за товар. Кривая предельных издержек отражает издержки монополиста. Таким образом, общественно эффек- тивный объем выпуска находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек. При объемах ниже этого уровня ценность товара для по- требителей превышает предельные издержки его производства, следовательно, уве- личение выпуска ведет к возрастанию общего излишка. Выше этого уровня пре- дельные издержки превышают ценность товара для потребителей, а значит, при снижении объема выпуска суммарный излишек увеличится.
Если бы монополией действительно управлял великодушный плановик, она достигала бы эффективного объема выпуска, устанавливая цену, находящуюся в точке пересечения кривых спроса и предельных издержек. То есть «специалист доброй воли», подобно конкурентной фирме и в отличие от максимизирующей прибыль монополии, установил бы цену, равную предельным издержкам. Так как такая цена давала бы потребителям точную информацию об издержках производ- ства товара, потребители приобретали бы эффективный объем товара.
Цена
Рис. 15.7
ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОИЗВОДСТВА Великодушный плановик, стремя- щийся к максимиза- ции общего излишке остановится на объеме выпуска в точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек. При объеме ниже этого уровня ценность товара для предель- ного покупателя (отражаемая кривой спроса) превышает предельные издерж- ки его производства Выше этого уровня ценность товара для предельного покупа- теля меньше пре- дельных издержек.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
Рис. 15.8
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНОПОЛИИ Так как монополия устанавливает цену выше предельных издержек, потреби- тели, оценивающие товар выше его предельных издер- жек, но ниже моно- польной цены, вынуж- дены отказаться от покупки. Таким образом, объем продукции, предлага- емый монополией, ниже общественно эффективного уровня. Безвозврат- ные потери пред- ставлены площадью треугольника между кривой спроса (отражающей цен- ность товара для потребителей) и кривой предельных издержек (отражаю- щей издержки монопольного произ- водителя).
Мы можем оценить влияние монополии на благосостояние, сравнивая объем выпуска, выбираемый монополистом, и объем производства, на котором остановил- ся бы наш специалист по планированию. Монополист решает поставлять такой объем продукции, которому соответствует точка пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек; плановик же выбирает объем выпуска, соответствующий точке пересечения кривой спроса с кривой предельных издер- жек. Рис. 15.8 демонстрирует нам разницу в подходах: решение монополиста меньше общественно эффективного объема выпуска.
Неэффективность монополии рассматривают и в терминах цены монополиста. Так как рыночная кривая спроса выражает обратную зависимость между ценой и объемом предложения товара, объему производства ниже общественно эффектив- ного выпуска соответствует цена, превышающая общественно эффективную цену. Когда монополист устанавливает цену, превышающую предельные издержки, неко- торые потенциальные потребители, оценивающие товар выше предельных издер- жек производства, но ниже цены монополиста, отказываются от его приобретения. В этом и есть существо неэффективности, ибо для таких потребителей ценность данного товара выше издержек его приобретения. Таким образом, монопольное ценообразование является в определенной степени препятствием для осуществле- ния взаимовыгодной торговли.
Монопольный Эффективный объем объем
| Аналогично тому, как мы оценивали неэффективность налогообложения с по- мощью треугольника чистых убытков (гл. 8), мы можем измерить и неэффектив- ность монополии (рис. 15.8). Вспомним, что кривая спроса отражает ценность това- ра для потребителей, а кривая предельных издержек — безиздержки монопольной: производителя. Таким образом, площадь треугольника возвратных потерь между кривой спроса и кривой предельных издержек равна уменьшению общего излишка вследствие монопольного ценообразования.
'лава 15. Монополия
Безвозвратная потеря, вызванная монополией, напоминает безвозвратные поте- ри вследствие налогообложения. В самом деле, монополист подобен тайному сбор- лику налогов. Введение налога на товар «вбивает клин» между готовностью потребителей заплатить за товар (кривая спроса) и издержками производителя кривая предложения). Так как монополия, проявляя власть над рынком, назнача- ет цену выше предельных издержек, она вбивает такую же «распорку». В обоих : лучаях насильственное внедрение клина вызывает падение объема продаж ниже : птимального для общества. Разница между «клиньями» состоит в том, что нало- " овые поступления получает правительство, а монопольную прибыль — частная эирма.
|