Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Регулирование
Еще один способ решения проблемы монополий — регулирование — обычная практика в случае естественных монополий, например водопроводных и электри- еских компаний, когда правительство контролирует уровень назначаемых цен.
На чем основывается решение правительственных органов об установлении -редельного уровня цены? Этот вопрос не столь прост, как могло бы показаться -а первый взгляд. Наиболее очевидный ответ — назначаемая цена, равная пре- ; ельным издержкам монополиста. Ведь если цена равна предельным издержкам, потребители приобретут такое количество продукции монополиста, которое мак- симизирует суммарный излишек; распределение ресурсов будет эффективным.
Однако система регулирования цены по предельным издержкам порождает лве практические проблемы. Первую иллюстрирует рис. 15.9. Естественные монопо- тии, по определению, имеют убывающие средние совокупные издержки. Когда редние совокупные издержки убывают, предельные издержки меньше средних эвокупных (гл. 13). Если чиновники, ответственные за регулирование, устано- \ лт цену на уровне предельных издержек, она окажется ниже средних совокуп- -ых издержек фирмы, которая неизбежно понесет убытки и просто покинет : трасль.
Данную проблему решают различными, но одинаково далекими от совершен- на способами. Один из них — субсидирование монополиста, когда правитель- : тво фактически берет на себя убытки, связанные с ценообразованием по прин- _ипу предельных издержек. Однако деньги на дотации правительство получает : з налоговых поступлений, а налоги влекут за собой собственные безвозвратные потери. С другой стороны, государственные служащие, ответственные за регули- рование, могут разрешить монополисту назначить цену выше предельных издер- жек. Если регулируемая цена равна средним совокупным издержкам, прибыль монополиста в точности равна нулю. Однако ценообразование по средним сово- •.;, пным издержкам ведет к безвозвратной потере, так как цена монополиста уже -: с отражает предельные издержки производства товара. По сути дела, ценообра- ование по средним совокупным издержкам подобно введению налога на товар мнопо листа.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
Средние совокупные издержки
| Средние совокупные издержки
Регулируемая цена
| Рис. 15.9
_=Н00БРА30ВАНИЕ
-Л ПРОДУКЦИЮ
ЕСТЕСТВЕННЫХ
•.'ОНОПОЛИЙ ПО
" =ИНЦИПУ
" ЕДЕЛЬНЫХ
.'ЗДЕРЖЕК
" =< как естественная
знополия имеет
тывающие средние :: зокупные издерж- •.' ее предельные
здержки ниже
: едних совокупных. ": этому если чинов- -. < и. занимающиеся : з -улированием, ~: ~ребуют от есте- : -зенной монополии .: ~ановить цену : =зной предельным . злержкам, цена : лет ниже средних :: зокупных издержек
монополия будет -;: ти убытки.
Объем выпуска
Вторая проблема, которую порождает ценообразование по принципу предель- ных издержек, — качество системы регулирования (впрочем, она же имеет место и при регулировании по принципу средних совокупных издержек): монополист пол- ностью лишен стимулов к снижению издержек. Любая фирма на конкурентном рынке стремится уменьшить издержки, так как низкие издержки означают более высокую прибыль. Но так как монополист знает, что единственный результат снижения издержек — уменьшение установленной правительством цены на его товар, он не видит резонов для экономии. На практике те, кто занимается регули- рованием, решают проблему, позволяя монополисту воспользоваться некоторыми выгодами от снижения издержек в виде более высокой прибыли. Но такая прак- тика требует определенного отхода от основ ценообразования по принципу пре- дельных издержек.
|