Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Джеймс Дао
Пока американцы привыкали к но- - ч маркетинговым ходам телефон- ах компаний, в волны конкуренции -важно бросилась другая отрасль, зот во время законного обеденного -оерыва нам приходится отвечать на -хламные телефонные звонки, разби- ться с пакетами скидок и чеками . возвращаемые суммы для активных требителей. Речь идет об энерго- -абжении.
Со времен первой лампы нака- " 'зания T. Эдисона мы фактически ■ ■ е имели права голоса при выборе по- -авщика электроэнергии. Но по на- -оянию крупных потребителей, в ос- - звном промышленных производи- " елей, правительства штатов начали гвобождать электрические компании т оков регулирования, в надежде, что : доровая доза конкуренции приведет , результату, недостижимому для пра- вительственных чиновников, — а имен- -о снижению цен и повышению уров- ня обслуживания.
Сорок один штат, включая Кали- порнию, Нью-Йорк и Техас, уже ут- вердил или еще рассматривает планы отмены монополии на энергоснабже- ние, поощряя создание новых компа- ний и здоровую конкуренцию. Феде- ральное правительство предписало монопольным поставщикам электро- энергии предоставить конкурирующим компаниям государственные линии электропередач...
Какие «дрожжи» привели к бурно- му брожению в одной из последних больших американских монополий? Отрасль, которой уже более ста лет, изначально была естественной монопо- лией, так как лишь немногие компании
имели возможность сконцентрировать необходимый для строительства элект- ростанций и линий электропередач ка- питал. С течением времени «акулы» поглощали «мелочь», обеспечивая, по мнению многих экономистов, эффек- тивное обслуживание потребителей.
Но снижение цен на топливо и но- вые технологии привели к значитель- ному уменьшению стоимости строи- тельства и обслуживания электростан- ций. Небольшие вновь создаваемые компании производят электроэнергию с меньшими издержками, чем давно су- ществующие производители. И иску- шенные покупатели, сведущие о тако- го рода достижениях, стали требовать, чтобы им разрешали покупать элект- роэнергию у независимых поставщи- ков. Хотя многие энергетические ком- пании встретили подобные требования в «штыки», вопрос о высокой стоимо- сти электроэнергии в некоторых шта- тах (особенно на северо-востоке США и Калифорнии) стал настолько «горя- чим», что законодатели и губернаторы штатов были вынуждены заняться де- регулированием отрасли.
«Электроэнергия, скорее всего, станет более дешевой», — утверждает Уильям Хоган, профессор Школы уп- равления имени Кеннеди в Гарварде. «Способы ее рыночного предложения будут настолько разнообразны, что люди просто забудут, что когда-то су- ществовал единственный поставщик».
Большинство специалистов по регу- лированию монополий считают, что в новой системе существующая сеть вы- соковольтных линий электропередач должна остаться по существу неизмен- ной и управляться либо государствен- ными агентствами, либо регулируемыми компаниями, которые были бы обязаны открыть свои системы для конкурирую- щих поставщиков, в значительной сте- пени подобно тому, как местные теле- фонные компании допускают к своим линиям междугородные телефонные станции.
Изменения происходят и на конеч- ных пунктах электрической цепи. В на- стоящее время электрические компа- нии управляют потоком электронов на всем ее протяжении: строят элект- ростанции, линии электропередач и об- служивают счетчики в каждом доме. Согласно планам большинства штатов, процесс должен быть разделен на три
этана, причем па каждом будет за- действована определенная, отличная от других, группа компаний.
Предполагается, что и начальной точке цепи будут компании, произво- дящие электроэнергию и предлагаю- щие ее оптовым покупателям < как на товарной бирже). В конечной точке розничные поставщики электроэнер- гии предлагали бы ее домовладельцам и предпринимателям. Между ними — компании, обеспечивающие передачу .электроэнергии и назначающие цены для оптовых продавцов и розничных торговцев. Цены на оптовом и роз- ничном уровнях устанавливались бы рыночными силами, а не правитель- ственными чиновниками, за исключе- нием, возможно, непривлекательных для частников регионов. Апологеты свободного рынка утверждают, что конкуренция вынудит энергопроиз- водящие компании, закрыть или мо- дернизировать неэффективные.элект- ростанции и снизить пены для всех и каждого...
Очевидно, что дерегулирование вызовет лихорадочную борьбу за кли- ента, чему мы все были свидетелями в телекоммуникационной отрасли после раздела AT& T. Пример штата Нью- Гемпшир позволяет нам «вспомнить о будущем»: здесь в эксперименталь- ной программе по продаже электро- энергии небольшому числу предприни- мателей и домовладельцев участвуют более двадцати компании. Пока про- межуточные результаты согревают ра- достью сердца капиталистов. Компании бомбардируют потенциальных покупа- телей рекламными объявлениями, теле- фонными звонками с предложениями услуг и подарками. Как только одна компания предложила скидку в S 25 для потенциальных клиентов - кон- курент немедленно предложил S 50. Поставщики раздают бесплатные рас- секатели для душа, саженцы деревьев и календари — даже тем, кто отказыва- ется от их услуг. Отдельные компании предлагают «экологически чистую» элек- троэнергию, произведенную гидроэлект- ростанциями, другие планируют в пакете с поставкой электроэнергии предлагать кредитные карточки и услуги междуго- родного телефона.
Источник: «The Хек- York Times», August 4, 1996. Week in Review, p. 5.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
возвратная потеря, возникающая, как только монополист назначает цену выше предельных издержек.
А теперь представим себе, что отдел маркетинга сделал открытие: эти две группы покупателей находятся на разных рынках. Все фанаты живут в Австралии. а прочие читатели — в США. Более того, жители одной страны не имеют возмож- ности покупать книги в другой. Как изменение ситуации повлияет на маркетинго- вую стратегию компании?
В этом случае компания получает возможность существенно увеличить при- быль. Сто тысяч австралийских фанатов принесут ей по $ 30 за книгу, а 400 тыс. американцев — по $ 5. В таком случае выручка составит $ 3 млн в Австралии и $ 2 млн в США, всего $ 5 млн. Прибыль составит $ 3 млн, что существенно превышает $ 1 млн, который компания получила бы, назначив одну и ту же цену в $ 30 для всех покупателей. Неудивительно, что компания последует стратегии ценовой дискриминации.
Хотя наша история, естественно, выдумка, она весьма точно описывает практику бизнеса многих издательских компаний. Например, в Европе учебники продаются по значительно более низкой цене, чем в США. Еще важнее разница в цене между книгами в переплете и в мягкой обложке. Когда издатель предлагает рынку новый роман, он выпускает дорогое издание в переплете и лишь затем — более дешевое. в мягкой обложке. Разница в цене двух изданий значительно превышает разницу в издержках на печать. Продавая книги в переплете фанатам, а книги в мягкой обложке — обычным читателям, издатель осуществляет ценовую дискриминацию и повышает свою прибыль.
|