Примеры ценовой дискриминации
В реальной экономике фирмы придерживаются различных бизнес-стратегий, направ- ленных на назначение разных цен различным покупателям. Мы рассмотрели теории! ценовой дискриминации. Давайте проанализируем некоторые практические примет»»
'лава 15. Монополия
: -'леты в КИНО. Многие кинотеатры устанавливают более низкие цены для детей - жилых граждан. Объяснить данную практику в рамках конкурентного рынка тнь трудно. На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а издер-
: •: предоставления места в кинотеатре ребенку или пожилому человеку те же, " и для обычных зрителей. Однако все становится на свои места, если мы
гдположим, что кинотеатры обладают некоторой локальной монопольной влас- -: над рынком, а дети и пожилые люди готовы заплатить за билет меньшую, по -знению с обычными зрителями, цену. Ценовая дискриминация позволяет кино- -трам увеличить прибыль.
.ены на авиабилеты. Цены на авиабилеты — образец многообразия. Большин- *зо авиакомпаний устанавливают низкие цены на билет туда и обратно между зумя городами, если пассажир остается в пункте назначения в ночь с субботы на гкресенье. На первый взгляд подобная практика кажется странной. Какое дело злакомпании до того, останется ли пассажир в пункте назначения в ночь на •гкресенье или нет? Причина кроется в том, что такая практика позволяет разде- ть тех, кто летает по делам бизнеса, и пассажиров, отправляющихся в полет по -гчным делам. Те, кто занят бизнесом, готовы заплатить за билет большую сумму и, " j более вероятно, вряд ли остаются в другом городе в ночь на субботу. Напро- -: з. те, кто летают по личным делам, готовы заплатить за билет меньше, а вероят- сть того, что они пожелают задержаться в пункте прибытия с субботы на : скресенье, значительно выше. Таким образом, авиакомпании могут успешно ■. ществлять ценовую дискриминацию, назначая более низкие цены для пассажи- : з, остающихся в другом городе в ночь на воскресенье.
упоны на право СКИДКИ. Многие компании печатают в газетах и журналах лоны на право получения скидки. Покупатель просто должен вырезать купон предъявить его кассиру магазина, чтобы получить скидку, скажем,
S 0, 50, при очередной покупке. Зачем компании печатают купоны? Почему бы
эосто не снизить цену на $ 0, 50?
Ответ заключается в том, что посредством купонов компании осуществляют .зновую дискриминацию. Компании знают, что не все покупатели готовы тратить
«Вы не хотите послушать, в какие сущие пустяки обошелся мне по- лет?»
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рын< а
Новости
КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО МОНОПОЛИСТА
Какая организация заслуживает звания «чемпиона» в реализации власти над рынком и поддержании цен на уровне значительно более высоком, чем кон- курентный? Роберт Барро, профессор экономики Гарвардского университета и ведущий колонки в The Wall Street Journal, сообщает о первом (и един- ственном) ежегодном конкурсе по вы- явлению наиболее успешной монопо- лии.
ПОИГРАЕМ В МОНОПОЛИЮ?
Роберт Барро
Конец лета - самое время для подве- дения итогов первого ежегодного кон- курса на лучшую американскую моно- полию. Экономисты Гарварда отобрали для участия в финале следующих пре- тендентов:
1. Почтовая служба США
2. OPEC (Организация стран — экс- портеров нефти)
3. Практически каждая компания ка- бельного телевидения
4. Университеты Лиги Плюща (в сфе- ре осуществления финансовой по- мощи студентам)
5. NCAA (Национальная универси- тетская спортивная ассоциация) (в сфере финансовой поддержки студентов-спортсменов).
Некоторые другие достойные кан- дидаты, которые лить немного не дотя- нули до установленной нами планки, — Национальная футбольная лига, Аме-
риканская медицинская ассоциация и Министерство обороны и Министерство сельского хозяйства США.
Каждый претендент демонстрирует прекрасные монополистические харак- теристики и достоин серьезного рас- смотрения для присуждения награды. Почтовая служба США претендует на звание самой долгоживущей моно- полии Америки. Монополия сохрани- ла значительные потоки доходов и вы- сокие ставки заработной платы, несмотря на то что исследования пока- зывают, что частные компании достав- ляют почту быстрее и с намного мень- шими издержками.
С другой стороны, позиции Почто- вой службы были подорваны успеш- ной конкуренцией со стороны частных компаний в области доставки посылок, зкспресс-доставки и появлением фак- симильной связи. Неудачная попытка Почтовой службы подвигнуть Конг- ресс к классификации факсимильных сообщений как почтовых отправлений и, следовательно, закрепить пользова- ние ими как исключительную прерога- тиву государственной почты, показы- вает заметное ослабление ее поли- тических мускулов. Таким образом, несмотря на прошлую славу, мы не ве- рим в долгосрочные перспективы мо- нополии Почтовой службы.
OPEC (Организация стран — эк- спортеров нефти) производила впечат- ление, делая миллиарды долларов с 1973 г. до начала 1980 гг. Чтобы по- нять механизм функционирования кар- теля, необходимо отделить хороших парней от плохих. Хорошие парни, та- кие, как Саудовская Аравия и Ку- вейт, — те, кто поддерживал добычу нефти на уровне ниже производствен- ных мощностей, вследствие чего кар-
телю удавалось сохранять уровень ц; - выше конкурентных. Плохие парн? такие как Ливия и Ирак (когда Иг: ку еще разрешалось экснортироЕь": нефть), — те, кто добывал столько Kt- фти, сколько был в состоянии, и те - самым снижал цены.
Благодаря хорошим париям пер? од после 1973 г. ознаменовался ре" ким повышением доходов от продаж нефти. (Следовательно, именно их нал благодарить за трудности, с которых- столкнулись потребители нефти.) H: к своему глубокому сожалению, х'- рошие страны не смогли удержа-: в узде других членов OPEC, а кро.Ут того, они не имели возможности огра- ничить вход на рынок новых произв - дителей нефти или воспрепятствовав появлению энергосберегающих техно- логий. В 1986 г. цены на нефть резк: снизились...
Но прежде всего нам придется от ветить на вопрос о правомерности уча- стия OPEC в чисто американском кон- курсе. Данная организация объединяе- значительное число государств, к: США не являются ее членом. Бо.-et того, если бы OPEC созвала очереди-." -" встречу на американской территории, хг. участники, пожалуй, были бы арестова- ны за попытку установления фиксиро- ванных цен.
Большинство компаний кабельнсг: телевидения имеют выданные госуда; ством лицензии, которые охраняют ir от конкурентов. Таким образом, этс" бизнес поддерживает гипотезу (пред- ложенную, я полагаю. Джордж; 4 Стиглером), что частные монополии, *-. опирающиеся на государетвениу; -: власть, бесперспективны. Однако быс- рый подъем цен и ограничения в пре- доставляемых услугах, кажется, нач -
время на вырезание и «коллекционирование» купонов. Более того, так как готов- ность находится в прямой зависимости от цены, которую потребитель желает зап- латить за товар. Обеспеченная и постоянно занятая деловая женщина вряд ли будет тратить время на вырезание купонов, она скорее заплатит за товар более высокую цену. Напротив, вполне вероятно, что безработный с удовольствием зай- мется просмотром газет и сбором купонов, чтобы сэкономить при покупке товара Таким образом, устанавливая низкие цены только для предъявителей купонов, фир- мы успешно осуществляют ценовую дискриминацию.
-ава 15. Монополия
,:. гт надоедать клиентам и представи-
• =м народа в Конгрессе. Таким об-
...: м, нас бы не удивило принятие
. ■: кодательного акта, который «дал
:» jo щупальцам» компаниям кабель-
Ii -: телевидения... Неясное будущее
- Екает шансы этого достойного кон-
;.: анта на первый приз.
Должностные лица университетов
■ -л Плюща на полуоткрытых собра-
■ -х устанавливают правила, которые теделяют плату за обучение (без
:;: - -ансовой помощи) как функцию ха-
ьтеристик студента, особенно его
:: ■ •-.ансовой состоятельности. В неко-
: ых случаях учебные заведения со-
сг-ают конфиденциальную информа-
rf r чтобы назначить конкретную
•-у для конкретного студента. Авиа-
-лании и другие отрасли, не брезгу-
| тзе ценовой дискриминацией, могут
-ько мечтать о таких возможностях.
:: ее того, университеты более или
< ■ --: ее успешно обосновывают подоб-
| х практику соображениями высокой
«стали: богатые студенты — особенно
— >: обные обеспеченные студенты — т1тят за обучение больше конкурент- цены, чтобы субсидировать способ-
! as бедных студентов. Но почему ис-
— гНик этой субсидии — кармаи | гителей талантливого состоятельного
— лента, а не налоговые поступления?
Завидное положение университет- т: го картеля было поставлено под co- ir- гние непросвещенным Министер- -■ эем юстиции, утверждавшим, что «с-эечи ректоров, на которых устанав- -гзаются цены на обучение, нарушают .--итрестовские законы. Так как боль- ---яство университетов согласились -.екратить такую практику, в будущем г-: ы за частное высшее образование
приблизятся к ценам конкурентного рынка...
Последнему претенденту, NCAA, замечательным образом удавалось сдерживать «жалованье», выплачивае- мое университетским спортсменам. Одно дело — просто сговориться и ус- тановить потолок выплат (например, ограничивать выплаты таким образом, чтобы они ие превысили стоимость обу- чения и комнаты с пансионом, плюс не- которая незначительная дополнитель- ная сумма), — однако NCAA сумела монополизировать и морально-этиче- ские аргументы.
Возьмите бедного жителя гетто, который умеет хорошо играть в баскет- бол, однако пока ие проходит на драфт Национальной баскетбольной ассоциа- ции. Если бы никакой NCAA не суще- ствовало, парень, играя в баскетбол в одной из низших лиг за четыре года смог бы законным образом накопить значительную сумму денег. Но NCAA гарантирует ему игру в баскетбол за студенческую команду и тот же уро- вень благосостояния — на грани ни- щеты. Более того, национальная уни- верситетская спортивная ассоциация убедила большинство наблюдателей, что с моральной точки зрения было бы неверно, если бы колледж платил игро- ку заработную плату в размере, уста- навливаемом конкурентным образом.
Для многих экономистов такое вмешательство в конкуренцию — в си- туации, не имеющей никаких явных признаков несостоятельности рынка, — отвратительно и само по себе, и с мо- ральной точки зрения. Но произвол бюрократов усугубляется тем, что де- нежные потоки перетекают от бедных жителей гетто к богатым колледжам.
Сравните ситуацию с участником под номером 4, университетами Лиги Плю- ща. Там переток денег от богатых сту- дентов к бедным может легко быть обоснован ссылкой на Робин Гуда.
Задача, стоящая перед NCAA, куда более сложная — ей приходится защи- щать политику, препятствующую бед- някам заработать деньги. Невероятно, но защита была организована на столь высоком уровне, что она позволила этой организация отстаивать высокие моральные устои. Когда NCAA защи- щает свой картель, наказывая учебные заведения, которые нарушают правила (платят спортсменам повышенные сти- пендии), почти никто не сомневается в том, что в грехе погрязли учебные заведения или люди, которые заплати- ли спортсменам, а не экзекуторы из картеля, посадившие спортсменов на «голодный» паек. Учитывая незау- рядное умение спортивных функцио- неров поставить все с ног на голову, решение членов нашего жюри было единогласным: NCAA заслужила зва- ние победителя первого ежегодного приза как лучшая американская моно- полия.
Жюри экономистов также вкратце рассмотрело вопрос о наименее эффек- тивной монополии. Однако выбор был очевиден. Награда присуждена Аме- риканской экономической ассоциации, потерпевшей фиаско в попытке ввести обязательное лицензирование или дру- гие ограничения на профессиональные занятия экономической наукой. Ну что ж, нам придется смириться с тем, что звание экономиста может присво- ить себе каждый желающий. Источник: «The Wall Street Journal», August 27, 1991, p. A12.
Материальная ПОМОЩЬ. Многие колледжи и университеты предоставляют нуж- дающимся студентам материальную помощь, что рассматривается экономистами как r-орма ценовой дискриминации. Состоятельные студенты готовы заплатить за обу- чение более высокую цену, чем нуждающиеся однокурсники. Устанавливая высо- •; •» плату за обучение и избирательно предоставляя материальную помощь, учебные ..^зедения фактически назначают разным потребителям разные цены, в зависимости : - оценки последними возможности обучения. Такая политика ничем не отличается т поведения монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию.
344
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рыгч
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Приведите два примера ценовой дискриминации. Как совершенная ценовая дискриминация воздействует на потребительский излишек, излишек производителя и общий излишек?
Оптовые СКИДКИ. До сих пор в наших примерах ценовой дискриминации мо: - полист назначал разную цену для разных покупателей. Однако иногда моног. лист осуществляет ценовую дискриминацию посредством назначения для одн: ~ и того же покупателя разных цен на разные единицы приобретаемого товаг: Например, многие фирмы предлагают оптовым покупателям более низкие цек^ Булочник, к примеру, запрашивает за один пончик $ 0, 50, но только $ 5 за дю^: ну. Мы имеем дело с формой ценовой дискриминации, так как обычный покуг: те ль платит за первую купленную единицу товара больше, чем за двенадцатую; Оптовые скидки зарекомендовали себя как весьма удачный способ криминации.
Заключение: распространенность монополии
Монополии устанавливают объем производства на уровне ниже эффективнс: объема, назначая цену выше предельных издержек, что приводит к безвозвратны потерям для общества. Последствия подобной политики могут быть смягче: -: посредством разумных действий правительства или, в некоторых случаях, сам;: монополистом посредством ценовой дискриминации. Насколько распростране: - проблема монополии?
В некотором смысле монополия — весьма обычное явление. Большинство фи? в той или иной степени управляют ценой, которую они устанавливают. Их никто - заставляет назначать рыночную цену на свои товары, потому что они значитель: - отличаются от продукции других фирм. Mercedes — это не Samara; телевизор 5 пу — отнюдь не Rubin. Каждый из этих товаров имеет убывающую кривую сп; са, что дает каждому производителю определенную власть над рынком.
И все же фирмы, обладающие действительно монопольной властью над рынк: •• встречаются довольно редко. Немногие из товаров являются действительно у: -: - кальными. Большинство имеют заменители, которые если и не полностью им иле- тичны, то весьма близки. Компания Nestle может немного поднять цену на моро; - - ное, но если ее маркетологи «перестараются», объем продаж резко снизится.
В конце концов, монопольная власть над рынком весьма относительна. Верк что многие фирмы обладают некоторой монопольной властью. Однако не мен: справедливо, что их монопольная власть ограниченна. Мы не совершим болы^ ошибки, считая, что рынки, на которых функционируют такие фирмы, являк:: конкурентными, даже если это и не совсем так.
Выводы
Монополия — единственный поставщик на рын- ке. Монополии возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть источником ключевого ресурса, заполучить у правительства исключи- тельные права на поставку товара или удовлет-
ворить рыночной спрос с более низкими изле жками, чем нескольким фирмам. Так как монополия — единственный поставщ; кривая спроса на ее продукцию — убываюш; Когда монополия увеличивает производстве
= =з 15. Монополия
синицу, это вызывает снижение цены на ее то- ;; -.р, что уменьшает доход от реализации продук- _.: и. В результате предельный доход монополии н: егда ниже цены ее товара. Подобно конкурентной фирме, фирма-монополия
максимизирует прибыль, производя тот объем про- тг т-сции, при котором предельный доход равен пре- дельным издержкам. Затем монополия назначает _ену, соответствующую спросу на данный объем продукции. В отличие от конкурентной фирмы
монопольная цена превышает предельный доход глгрмы, а следовательно, и ее предельные издержки.
Збъем производства монополиста, стремящегося - наибольшей прибыли, лежит ниже уровня, мак- .имизирующего сумму потребительского излишка : •: излишка производителя. То есть, когда монопо- лист назначает цену выше предельных издержек, некоторые потребители, оценивающие товар выше предельных издержек, но ниже установленной мо- нопольной цены, отказываются от его покупки. 3 результате деятельность монополии ведет к оезвозвратным потерям для общества, подобным тем, которые возникают при введении налога.
Правительство реагирует на проблему монополии одним из четырех способов: использует антитрес- товские законы, направленные на повышение уров- ня конкуренции в отрасли; регулирует цены, устанавливаемые монополиями; преобразует мо- нополии в государственные предприятия; в слу- чае незначительного, в сравнении с неизбежными несовершенствами политики, фиаско рынка поли- тики могут просто «плыть по течению». Один из методов увеличения монопольной при- были — назначение разных цен на один и тот же товар в зависимости от готовности различ- ных групп потребителей заплатить за него. Прак- тика ценовой дискриминации ведет к увеличению экономического благосостояния, так как товар приобретут те покупатели, которые в иных усло- виях отказались бы от его покупки. В особом случае совершенной ценовой дискриминации без- возвратные потери отсутствуют. В более общем случае несовершенной ценовой дискриминации она может привести как к увеличению, так и уменьшению благосостояния в сравнении с ус- тановлением единой монопольной цены.
Основные понятия
нополия
Естественная монополия
Ценовая дискриминация
Вопросы
Приведите пример монополии, созданной прави- тельством. Как вы оцениваете подобную поли- тику государства? Объясните. Дайте определение естественной монополии. Как соотносятся естественная монополия и размер рынка?
Почему предельный доход монополиста меньше, чем цена его товара?
Нарисуйте кривые спроса, предельного дохода и предельных издержек монополиста. Покажите максимизирующий прибыль объем выпуска. По- кажите максимизирующую прибыль цену. На диаграмме из предыдущего вопроса покажи-
те объем выпуска, который максимизирует об- щий излишек. Покажите чистые убытки от мо- нополии. Объясните ответ. Что дает правительству право регулирования сли- яний компаний?
Опишите две проблемы, возникающие, когда го- сударственные служащие, занимающиеся регули- рованием монополий, предписывают фирме установить цену на уровне предельных издер- жек.
Приведите два примера ценовой дискриминации. Объясните, почему монополист следует избран- ной бизнес-стратегии.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рь-< и
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте определение предельного дохода фирмы. Если цена товара всегда положительна, может ли предельный доход стать отрицательным? Объяс- ните.
2. Кто сталкивается с более эластичной кривой спро- са — монополист или конкурентная фирма? Ка- кие характеристики товара приводят к большей эластичности спроса? Объясните.
3. Предположим, что закон требует от естественной монополии устанавливать цену равной средним совокупным издержкам. Покажите на диаграмме назначаемую цену и чистые убытки фирмы в срав- нении с ценообразованием по принципу предель- ных издержек.
4. Рассмотрим доставку почты. Какова общая форма кривой средних совокупных издержек? Чем от- личаются эти кривые для сельских территорий и городов? Как может изменяться форма кривой с течением времени? Объясните.
5. Предположим, что компания «Хрустальная струя» имеет монопольное право на продажу бутилиро- ванной воды в Петербурге. Отразится ли повы- шение цены на водопроводную воду на максими- зирующем прибыль объеме выпуска, цене и при- были «Хрустальной струи»? Объясните.
6. Небольшой городок обслуживается множеством конкурирующих супермаркетов, которые имеют постоянные предельные издержки.
а. Используя схему рынка бакалейно-гастрономи- ческих товаров, покажите излишек потребителя, излишек производителя и суммарный излишек.
б. Предположим, что независимые супермарке- ты объединились в единую сеть. Используя новую диаграмму, покажите новые потреби- тельский излишек, излишек производителя и общий излишек.
7. Джонни Рокабилли только что закончил запись нового компакт-диска. Отдел маркетинга звуко- записывающей компании определил спрос на него следующим образом:
Цена, в $
| Количество компакт-дисков
|
| 10 000
|
| 20 000
|
| 30 000
|
| 40 000
|
| 50 000
|
| 60 000
| Постоянные издержки производства компа: -- дисков незначительны, средние совокупные г держки составляют $ 5 за диск.
а. Определите валовой доход для всех приз- денных в таблице объемов выпуска. Ka;: предельный доход от каждых 10 тыс. доп: нительно продаваемых компакт-дисков?
б. Какое количество компакт-дисков максимн;: рует прибыль? При какой цене? Какова ве i: чина прибыли?
в. Если бы вы были менеджером Джонни, кат-:: гонорар вы бы посоветовали ему потребовт- со звукозаписывающей компании? Почему
В 1969 г. американское правительство обвик::: компанию IBM в монополизации рынка комн. ютеров. Правительство выдвигало аргумент»': ответствующий истине), что львиная доля; -: з версальных больших ЭВМ, продававшихся США, выпускалась IBM. IBM приводила кон- аргумент (также соответствующий истине). -- на рынке всех компьютеров продукция/BA/: ставляет куда меньшую долю. Основываясь; этих фактах, полагаете ли вы, что правитель" должно было предъявить иск компании IB'-: нарушении антитрестовского законодательств.- Объясните.
Компания рассматривает возможность строите т ства моста через реку. Строительство обойдет: в $ 2 млн, эксплуатация же не будет стоить юг-;: го. Приведенная ниже таблица показывает; т данный компанией прогноз спроса на период ср: « службы моста.
Цена пересечения
| Число пересечений
| реки, в $
| в тыс.
| (P)
| (Q)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а. Если компании придется построить мое: при какой цене пересечения моста она ма;
-ава 15. Монополия
мизирует прибыль? Будет ли эта цена соот- ветствовать эффективному объему? Если да (или если нет), то почему?
б. Если компания заинтересована в максимиза- ции прибыли, надо ли ей вообще строить мост? Чему будет равна ее прибыль (или убытки)?
в. Если мост придется строить правительству, ка- кую цену за пересечение должно будет оно установить?
г. Должно ли правительство строить мост? Объясните.
Фармацевтическая компания «Плацебо» облада- ет патентом на одно из открытых ею лекарств.
а. Предполагая, что предельные издержки про- изводства лекарств возрастают, изобразите на диаграмме цену и объем выпуска, максимизи- рующие прибыль «Плацебо». Покажите так- же ее прибыль.
б. Предположим, что правительство облагает на- логом каждый флакон выпускаемого лекар- ства. На новой диаграмме изобразите новую цену и объем выпуска, максимизирующие при- быль «Плацебо». Как они соотносятся с ре- зультатами ответа на вопрос пункта «а»?
в. Введенный налог уменьшает прибыль «Плаце- бо» (хотя это и нелегко разглядеть на вашей диаграмме). Объясните.
г. Предположим, что вместо налога на каждый флакон правительство облагает «Плацебо» «да- нью» в $ 10 тыс., не зависящей от количества выпущенных флаконов. Как такой налог по- влияет на цену, объем выпуска и прибыль «Плацебо»? Объясните.
12.
13.
На протяжении многих лет американская компа- ния AT& T была регулируемой монополией, обес- печивающей как местную, так и междугородную телефонную связь.
а. Объясните, почему междугородный телефон пер- воначально являлся естественной монополией.
б. За последние два десятилетия множество ком- паний запустили спутники связи, каждый из которых может передавать ограниченное чис- ло переговоров. Как возрастающая роль спут- ников изменила структуру издержек междуго- родной телефонной связи?
Компания Best Computer только что разработала компьютерную микросхему, на которую немедлен- но получила патент.
а. Нарисуйте диаграмму, изображающую излишек потребителя, излишек производителя и суммар- ный излишек на рынке новой микросхемы.
б. Что произойдет с излишками всех видов, если компания сможет осуществлять совершенную ценовую дискриминацию? Как изменятся чис- тые убытки?
Объясните, почему монополист всегда произво- дит такой объем продукции, при котором спрос эластичен. (Подсказка: если спрос неэластичен, а фирма поднимает цену, что произойдет с вало- вым доходом и совокупными издержками?) Рок-певец Род Стюарт обладает монополией на редкий ресурс: на самого себя. Он единственный, кто может давать концерты Рода Стюарта. Сле- дует ли из этого, что правительство должно ре- гулировать цены на его концерты? Если да (или если нет), то почему?
|