Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конкуренция, монополии и картели
Прежде чем рассмотреть цену и объем воды в условиях дуополии Джека и Джнлиь давайте вспомним две известные нам рыночные структуры — совершенную кою- куренцию и монополию.
Как развивались бы события на совершенно конкурентном рынке воды? Реше- ния каждой фирмы об объеме производства приведут к установлению цены к» уровне предельных издержек. На нашем рынке предельные издержки поставив! воды равны нулю. Таким образом, в случае совершенной конкуренции равновесзаи цена воды равнялась бы нулю, а равновесный объем — 120 галлонам. Цена шгае- вой воды отражала бы издержки ее производства, причем поставлялся и потреб- лялся бы наиболее эффективный для общества объем воды.
Рассмотрим монополизированный рынок. Из табл. 16.1 следует, что совокуп- ная прибыль максимизируется при объеме 60 галлонов и цене в $ 60 за галлаш воды. Максимизирующий прибыль монополист, следовательно, произвел бы этим объем воды и назначил бы соответствующую цену. Как и «положено» на моноав- лизированном рынке, цена воды превышает предельные издержки. Получении! результат неэффективен с точки зрения общества, так как объем произведенной ж потребленной воды ниже эффективного объема выпуска, равного 120 галлонам
Какого результата следует ожидать от наших дуополистов? Одна из возможя»- стей состоит в том, что Джек и Джилл встречаются и договариваются об объеме производимой воды и назначаемой на нее цене. Такое соглашение между фирмами об объемах производства и цене называется сговором, а группа согласованно ле§- ствующих фирм — картелем. Коль Джилл и Джек образовали картель, рыиж фактически обслуживается монополией, и мы имеем все основания применить та» анализ из гл. 15. То есть раз Джек и Джилл вступили в сговор, они договорятсд а монопольном объеме выпуска, который максимизирует общую прибыль производи- телей на данном рынке. Наши коллеги поднимут из своих колодцев 60 галлоаяв воды и предложат ее жаждущим по цене $ 60 за галлон. Цена превышает предель- ные издержки, объем выпуска с точки зрения общества неэффективен.
Участники картеля должны прийти к согласию не только об общем уровне производства, но и об объеме продукции, производимом каждым его членом. В наэвяи случае Джек и Джилл согласовывают пропорцию разделения соответствующей] монопольному рынку объема предложения в 60 галлонов. Каждый участник ар- теля желает получить большую долю рынка, рассчитывая на большую прибыль Если Джек и Джилл согласятся разделить рынок пополам, партнеры произведут 30 галлонов воды по цене $ 60 за галлон, а каждый дуополист получит прибьи» $ 1800.
|