Аналитическое исследование ценовой дискриминации
~: юведем более формальное исследование влияния ценовой дискриминации на ловень экономического благосостояния. Допустим, что монополист способен осу- ществлять совершенную ценовую дискриминацию. Совершенной ценовой дискри-
* .нацией называют ситуацию, когда монополисту в точности известно, какую сум- •'■ готов заплатить за товар каждый покупатель, и он имеет возможность назначить -лобую цену. В нашем примере издатель требовал с каждого покупателя ровно
тэлько, сколько тот был готов заплатить, в результате весь излишек
: каждой продажи доставался монополисту. На рис. 15.10 показаны потребительский излишек и излишек производителя
лк в случае ценовой дискриминации, так и в ее отсутствие. В отсутствие ценовой глскриминации монополия назначает единую цену выше предельных издержек
-рафик (а) рис.15.10). Так как некоторых из потенциальных покупателей, оцени- вающих товар выше предельных издержек, не устраивает высокая цена, монопо- лия приводит к безвозвратной потере для общества. Однако, если монополия
" гуществляет совершенную ценовую дискриминацию (график (б)), каждый поку- :; тель, оценивающий товар выше предельных издержек, получает возможность -риобрести его, причем именно по той цене, которую он был готов заплатить. Торговля выгодна для обеих сторон, безвозвратная потеря отсутствует, а весь ■ '! щий излишек идет в доход производителя-монополиста в форме прибыли.
В реальности, конечно, ценовая дискриминация не является совершенной. 5 ы вряд ли встречали в магазинах покупателей, которые носят на груди таблички с
лазанием цен, которые они готовы заплатить продавцам. Фирмы осуществляют це-
- Г'Вую дискриминацию, разделяя покупателей на группы по тем или иным признакам: z зависимости от возраста, от времени суток и дня недели, когда совершаются покуп-
• л. от региона проживания и т. п. В отличие от описанной в нашей истории издатель- : кой компании готовность покупателей заплатить за товар в каждой такой группе : азлична, что делает совершенную ценовую дискриминацию невозможной.
А как воздействует несовершенная ценовая дискриминация на общественное : лагосостояние? Анализ ценообразования в этом случае весьма сложен; оказыва- ттся, что однозначного ответа на этот вопрос не существует. По сравнению :? случаем монополии, назначающей единую цену, несовершенная ценовая дис- криминация может увеличить общий рыночный излишек, быть может, уменьшит -.то. а возможно, окажется нейтральной. Единственный очевидный вывод заключа-
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынтч i
Рис. 15.10
ВЛИЯНИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА УРОВЕНЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ На графике (а) юбражен рынок, 1 котором монопо- ICT назначает одну ту же цену для всех купателей. Общий лишек на таком нке равен сумме ^были (она же пишек производи- ! я) и потребитель- го излишка, графике (б) вставлен рынок, котором монопо- : т осуществляет вершенную цено- ю дискриминацию. к как потребитель- ий излишек равен лю, суммарный лишек равен )ибыли фирмы- > нополии. Совер- енная ценовая юкриминация ■ еличивает прибыль онополиста общий излишек, днако потребитель- ский излишек сокра- щается.
(а) Монополист, назначающий единую цену Цена
Монопольная цена
Объем реализованной продукции
(б) Монополист, осуществляющий совершенную ценовую дискриминацию Цена
0 Объем реализованной Объем выпуска
продукции
ется в том, что несовершенная ценовая дискриминация увеличивает прибыль моэ1- полии — в противном случае та предпочла бы устанавливать для всех покупателя единую цену.
|