Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В этой главе ВЫ. • узнаете о промежуточных между монополией и конкуренцией типах рынков






• Узнаете о промежуточных между монополией и конкуренцией
типах рынков

• Проанализируете возможные результаты олигополистического
рынка __________________________

• Узнаете, что такое «дилемма узников» и как она
используется в исследовании олигополии

• Рассмотрите возможности использования антитрестовского
законодательства на олигополистических рынках

Если вы собрались в супермаркет за теннисными мячами, вы, вероятнее веете,
вернетесь домой с товаром под одной из четырех торговых марок: Wilson, Pern.
Dunlop
или Spalding. Четыре компании производят практически все теннисные
мячи, которые продаются в США. Именно эти фирмы определяют количеств»!
производимых теннисных мячей и, совместно задавая рыночную кривую спроса.,
формируют цену.

Как описать рынок теннисных мячей? В предыдущих двух главах обсуждалжзь
два типа рыночных структур. На совершенно конкурентном рынке каждая фирчв,
настолько мала в сравнении со всем рынком, что она не имеет никакой возможна
сти повлиять на рыночную цену своей продукции и принимает ее как заданнти
условиями рынка. На монополизированном рынке весь объем товара поставляет
единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию цена — объем за-
пуска на рыночной кривой спроса.

Рынок теннисных мячей не соответствует ни модели совершенной конкуренции
ни модели монополии. Конкуренция и монополия — предельные формы структу-
ры рынка. Когда на рынке действуют множество фирм, предлагающих по cyz»-
ству однородную продукцию, — преобладает конкуренция; когда на рынке госвел-
ствует единственная фирма, — мы имеем дело с монополией. Естественно, что ««
начали изучение структуры рынка с полярных, наиболее простых для понимании
случаев. Однако значительное число отраслей, включая производство теннисыз:
мячей, находятся между двумя крайностями. В этих отраслях конкурируют не-
сколько фирм, однако в силу недостаточной интенсивности соперничества мы яе
имеем оснований отнести их к принимающим цену производителям. Экономит»
называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией.


; = за 16. Олигополия



5 этой главе мы обсудим типы несовершенной конкуренции и исследуем ее

~ный случай, так называемую олигополию. Сущность олигополистического
I -ка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем
г-~> п из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных
-: -.урентов. То есть между олигополистическими фирмами существует взаимо-
:: имость особого рода. Цель нашего анализа заключается в исследовании ее

действия на поведение фирм и анализе роли государственной политики на

: г шолистическом рынке.

Между монополией и совершенной конкуренцией


предыдущих двух главах мы проанализировали рынки с множеством конкурен-

i: x фирм и рынки с единственной фирмой — монополией. Мы выяснили, что на

; сршенно конкурентном рынке цена товара всегда равняется предельным издер-

< ^m производства (гл. 14). Мы также увидели, что в долгосрочном периоде

. ждение на рынок новых фирм и уход с рынка приводит к нулевой экономиче-

й прибыли, так что цена также равняется средним совокупным издержкам. Мы

осмотрели, как фирмы, обладающие властью над рынком, используют ее для

тановления и поддержания цен выше предельных издержек, следствием чего

ловится положительная экономическая прибыль для фирмы и безвозвратные

тери для общества (гл. 15).

Анализ совершенной конкуренции и монополии позволил нам разобраться в не-

" орых деталях механизмов функционирования рынков. Однако в реальной эко-

-пже рынки включают в себя элементы обеих предельных структур и, следователь-

: не могут быть полностью описаны в рамках лишь одной из этих моделей. Типичная

: грма сталкивается с конкуренцией, но отнюдь не такой интенсивной, чтобы фирма в

- юности подпадала под описание принимающей цену фирмы (гл. 14). Типичная фир-
«л обладает в некоторой степени властью над рынком, но не такой значительной, что-

T-: описать ее в рамках модели монополии (гл. 15). Другими словами, типичная фир-
- з экономике — несовершенно конкурентная фирма.
Обычно выделяют два типа несовершенно конкурентных рынков. Олигополия

- -гнок с несколькими поставщиками, каждый из которых предлагает продукцию, по-
; *5ную или идентичную продукции других участников рынка. Один из примеров

- iKoro рынка — рынок теннисных мячей. Другой пример — мировой рынок сырой
--фти: несколько ближневосточных стран контролируют значительную долю миро-
• --TX запасов энергоносителей. Монополистическая конкуренция — модель, описы-
.-, -ющая структуру рынка, на котором имеется значительное число фирм, поставляю-
щих сходную, но не идентичную продукцию: рынки художественной литературы,
■ с-юфильмов, компакт-дисков или компьютерных игр. На рынке монополистической

: нкуренции каждая фирма обладает монополией на изделия, которые она произво-
IiT. но множество других фирм выпускают подобные товары и стремятся завоевать
1' зерие тех же самых покупателей.

На рис. 16.1 приведены четыре типа структуры рынка. Первый вопрос, на
-■...: торый мы должны ответить, анализируя любой тип рынка, — количество функци-

-тлрующих на нем фирм. Если на рынке действует единственная фирма, мы имеем
iz.zo с монополией; если на рынке несколько фирм — с олигополией. Если на
: >: нке значительное число фирм, необходимо ответить на дополнительный вопрос:
иентичную или дифференцированную продукцию они поставляют? Если боль-


Олигополия

рыночная структура, в
которой несколько
поставщиков
предлагают сходную
или идентичную
продукцию.

Монополистическая
конкуренция

рыночная структура,
в которой значитель-
ное число фирм
поставляют сходную,
но не идентичную
продукцию.



Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рь-са


 



 


 


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Дайте определение
олигополии и монополи-
стической конкуренции
и приведите пример
каждой из них.


шинство фирм продают дифференцированную продукцию, перед нами рынок
нополистической конкуренции. Если большинство фирм поставляют однород: -: а,
продукцию, мы имеем дело с совершенно конкурентным рынком.

Действительность, конечно же, всегда сложнее, чем любая теоретическая си: --
ма. В некоторых случаях выбрать наиболее адекватно описывающую структ;:
рынка модель довольно сложно. К примеру, при подсчете числа фирм на рь:: - -
некоего магического числа, разграничивающего понятия «несколько» и «много» -с
существует. (Образуют ли приблизительно дюжина компаний, которые поставля-
ют автомобили на рынке США, олигополию, или мы имеем дело с более конкуг--■ -
тным рынком? Вопрос остается открытым.) Точно так же не существует од: -
значного способа определить, когда продукция является дифференцирование;,,
когда она идентична. (Является ли, например, молоко, выпускаемое под разнь: >: i,
торговыми марками, одним и тем же продуктом? Опять же ответ является дис?
сионным.) При анализе реальных рынков экономисты должны иметь в виду ур:: -: •
полученные в ходе исследования каждого из типов рыночной структуры, а за::.
применять на практике тот из них, который представляется наиболее адекватны-

Теперь, когда мы понимаем, как экономисты определяют различные типы ры: -:: ■ -■
ных структур, мы продолжим анализ.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал