В этой главе ВЫ. • узнаете о промежуточных между монополией и конкуренцией типах рынков
• Узнаете о промежуточных между монополией и конкуренцией типах рынков
• Проанализируете возможные результаты олигополистического рынка __________________________
• Узнаете, что такое «дилемма узников» и как она используется в исследовании олигополии
• Рассмотрите возможности использования антитрестовского законодательства на олигополистических рынках
Если вы собрались в супермаркет за теннисными мячами, вы, вероятнее веете, вернетесь домой с товаром под одной из четырех торговых марок: Wilson, Pern. Dunlop или Spalding. Четыре компании производят практически все теннисные мячи, которые продаются в США. Именно эти фирмы определяют количеств»! производимых теннисных мячей и, совместно задавая рыночную кривую спроса., формируют цену.
Как описать рынок теннисных мячей? В предыдущих двух главах обсуждалжзь два типа рыночных структур. На совершенно конкурентном рынке каждая фирчв, настолько мала в сравнении со всем рынком, что она не имеет никакой возможна сти повлиять на рыночную цену своей продукции и принимает ее как заданнти условиями рынка. На монополизированном рынке весь объем товара поставляет единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию цена — объем за- пуска на рыночной кривой спроса.
Рынок теннисных мячей не соответствует ни модели совершенной конкуренции ни модели монополии. Конкуренция и монополия — предельные формы структу- ры рынка. Когда на рынке действуют множество фирм, предлагающих по cyz»- ству однородную продукцию, — преобладает конкуренция; когда на рынке госвел- ствует единственная фирма, — мы имеем дело с монополией. Естественно, что «« начали изучение структуры рынка с полярных, наиболее простых для понимании случаев. Однако значительное число отраслей, включая производство теннисыз: мячей, находятся между двумя крайностями. В этих отраслях конкурируют не- сколько фирм, однако в силу недостаточной интенсивности соперничества мы яе имеем оснований отнести их к принимающим цену производителям. Экономит» называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией.
; = за 16. Олигополия
5 этой главе мы обсудим типы несовершенной конкуренции и исследуем ее
~ный случай, так называемую олигополию. Сущность олигополистического I -ка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем г-~> п из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных -: -.урентов. То есть между олигополистическими фирмами существует взаимо- :: имость особого рода. Цель нашего анализа заключается в исследовании ее
действия на поведение фирм и анализе роли государственной политики на
: г шолистическом рынке.
Между монополией и совершенной конкуренцией
предыдущих двух главах мы проанализировали рынки с множеством конкурен-
i: x фирм и рынки с единственной фирмой — монополией. Мы выяснили, что на
; сршенно конкурентном рынке цена товара всегда равняется предельным издер-
< ^m производства (гл. 14). Мы также увидели, что в долгосрочном периоде
. ждение на рынок новых фирм и уход с рынка приводит к нулевой экономиче-
й прибыли, так что цена также равняется средним совокупным издержкам. Мы
осмотрели, как фирмы, обладающие властью над рынком, используют ее для
тановления и поддержания цен выше предельных издержек, следствием чего
ловится положительная экономическая прибыль для фирмы и безвозвратные
тери для общества (гл. 15).
Анализ совершенной конкуренции и монополии позволил нам разобраться в не-
" орых деталях механизмов функционирования рынков. Однако в реальной эко-
-пже рынки включают в себя элементы обеих предельных структур и, следователь-
: не могут быть полностью описаны в рамках лишь одной из этих моделей. Типичная
: грма сталкивается с конкуренцией, но отнюдь не такой интенсивной, чтобы фирма в
- юности подпадала под описание принимающей цену фирмы (гл. 14). Типичная фир- «л обладает в некоторой степени властью над рынком, но не такой значительной, что-
T-: описать ее в рамках модели монополии (гл. 15). Другими словами, типичная фир- - з экономике — несовершенно конкурентная фирма. Обычно выделяют два типа несовершенно конкурентных рынков. Олигополия —
- -гнок с несколькими поставщиками, каждый из которых предлагает продукцию, по- ; *5ную или идентичную продукции других участников рынка. Один из примеров
- iKoro рынка — рынок теннисных мячей. Другой пример — мировой рынок сырой --фти: несколько ближневосточных стран контролируют значительную долю миро- • --TX запасов энергоносителей. Монополистическая конкуренция — модель, описы- .-, -ющая структуру рынка, на котором имеется значительное число фирм, поставляю- щих сходную, но не идентичную продукцию: рынки художественной литературы, ■ с-юфильмов, компакт-дисков или компьютерных игр. На рынке монополистической
: нкуренции каждая фирма обладает монополией на изделия, которые она произво- IiT. но множество других фирм выпускают подобные товары и стремятся завоевать 1' зерие тех же самых покупателей.
На рис. 16.1 приведены четыре типа структуры рынка. Первый вопрос, на -■...: торый мы должны ответить, анализируя любой тип рынка, — количество функци-
-тлрующих на нем фирм. Если на рынке действует единственная фирма, мы имеем iz.zo с монополией; если на рынке несколько фирм — с олигополией. Если на : >: нке значительное число фирм, необходимо ответить на дополнительный вопрос: иентичную или дифференцированную продукцию они поставляют? Если боль-
Олигополия —
рыночная структура, в которой несколько поставщиков предлагают сходную или идентичную продукцию.
Монополистическая конкуренция —
рыночная структура, в которой значитель- ное число фирм поставляют сходную, но не идентичную продукцию.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рь-са
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Дайте определение олигополии и монополи- стической конкуренции и приведите пример каждой из них.
шинство фирм продают дифференцированную продукцию, перед нами рынок нополистической конкуренции. Если большинство фирм поставляют однород: -: а, продукцию, мы имеем дело с совершенно конкурентным рынком.
Действительность, конечно же, всегда сложнее, чем любая теоретическая си: -- ма. В некоторых случаях выбрать наиболее адекватно описывающую структ;: рынка модель довольно сложно. К примеру, при подсчете числа фирм на рь:: - - некоего магического числа, разграничивающего понятия «несколько» и «много» -с существует. (Образуют ли приблизительно дюжина компаний, которые поставля- ют автомобили на рынке США, олигополию, или мы имеем дело с более конкуг--■ - тным рынком? Вопрос остается открытым.) Точно так же не существует од: - значного способа определить, когда продукция является дифференцирование;,, когда она идентична. (Является ли, например, молоко, выпускаемое под разнь: >: i, торговыми марками, одним и тем же продуктом? Опять же ответ является дис? сионным.) При анализе реальных рынков экономисты должны иметь в виду ур:: -: • полученные в ходе исследования каждого из типов рыночной структуры, а за::. применять на практике тот из них, который представляется наиболее адекватны-
Теперь, когда мы понимаем, как экономисты определяют различные типы ры: -:: ■ -■ ных структур, мы продолжим анализ.
|