Монополия и конкуренция
Коренное различие между конкурентной фирмой и монополией заключается ; способности монополии определять цену продукции. Масштабы конкурентной эпрмы в сравнении с размерами рынка, на котором она функционирует, незначи- тельны, следовательно, она принимает цену на продукцию как данную, определяе- мую сложившимися на рынке условиями. Напротив, поскольку монополия — динственный поставщик рынка, она имеет возможность изменять цену на продук- цию, варьируя объем предложения.
Рассмотрим кривые спроса, с которым сталкиваются на рынке конкурентная фирма и монополия. Когда мы анализировали максимизацию прибыли конкурент- ной фирмой, мы изображали цену рынка горизонтальной прямой (гл. 14). Конку- эентная фирма может продать по этой цене столько продукции, сколько она поже-
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынж
лает. В самом деле, так как продукция фирмы конкурирует с множеством совер- шенных заменителей (каковыми являются товары остальных фирм), кривая спрос» для каждого производителя абсолютно эластична (рис. 15.2 (а)).
Так как монополия — единственный поставщик на рынке, кривая спрош на предлагаемый товар — это кривая спроса всего рынка, имеющая отрицателиг- ный наклон вследствие обычных причин (график (б) рис. 15.2). Если монополист поднимет цену на предлагаемый товар, покупатели сократят закупки. С другой стороны, уменьшая количество реализуемой продукции, монополист тем самьш поднимает цену.
Ограничение на возможности монополиста реализовать власть над рынка» в форме извлечения дополнительной прибыли накладывает кривая рыночного спроса. Иначе, монополист желал бы назначить высокую цену и продать макси- мально возможный объем продукции. Однако рыночная кривая спроса делает невозможным подобное развитие событий, так как предлагает все возможные дли фирмы-монополиста комбинации цены и объема выпуска. Регулирование монопо- листом объема выпуска относительно цены (или, что равносильно, назначаемо* цены относительно объема выпуска) позволяет ему оказаться в любой выбранной точке рыночной кривой спроса, но никак не вне ее.
Какую же точку на кривой спроса предпочтет монополист? Как и в случае конкурентной фирмы, мы предполагаем, что целью монополиста является максж- мизация прибыли. Так как прибыль фирмы равна разности ее валового дохода и совокупных издержек, следующая наша задача — изучение дохода монополиста.
|