Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15







В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ

• Узнаете, почему на некоторых рынках присутствует
единственный поставщик

• Проанализируете процесс определения монополией объема
выпуска и назначения иены

• Рассмотрите воздействие принимаемых монополией решений
на экономическое благосостояние

• Рассмотрите различные варианты государственной политики,
направленные на решение проблемы монополии

• Увидите, почему монополии стремятся назначать различные
иены для разных покупателей

Если у вас есть персональный компьютер, на нем, возможно, установлена та шт
иная версия Windows, операционной системы, созданной корпорацией Mi croeuli
Разработав первую версию Windows, компания Microsoft зарегистрировала в иш
вительственных органах соответствующие авторские права, предоставляющие
ей исключительные возможности производить и продавать копии операциоЕии
системы. Стало быть, если кто-либо захочет установить на компьютер копи
Windows, у него нет другого выбора, кроме как заплатить Microsoft приблжзи
тельно $ 100. В таких случаях говорят, что Microsoft обладает монополией т
рынке операционных систем Windows.

Принимаемые корпорацией Microsoft деловые решения не могут быть адеклнш
но описаны при помощи модели конкурентных рынков (гл. 14). На конкурентши
рынках множество фирм предлагают существенно однородную продукцию, так чш
каждая фирма оказывает ничтожное влияние на цену, которую она принимает ей
данное. Напротив, монополия, такая как корпорация Microsoft, не имеет непосрещ
ственных конкурентов, следовательно, она воздействует на рыночную цену арии
дукции. В то время как конкурентная фирма является принимающей цену, мши
полия назначает цену на предлагаемую рынку продукцию. В этой главе in
рассмотрим последствия установления власти фирмы над рынком. Мы увидим, чт
власть над рынком приводит к изменению соотношения цены продукции и излецв»
жек фирмы. Конкурентная фирма принимает цену на произведенную продукции
как данное, после чего выбирает такой объем предложения, при котором ашя|
продукции равна ее предельным издержкам. Напротив, цена, назначаемая мованш»
лией, превышает ее предельные издержки. В случае с операционной системия


■ ава 15. Монополия




inaows предельные издержки ее производства — то есть дополнительные из-
влеки, которые несет Microsoft при изготовлении еще одной копии операционной
: темы на гибких дисках, — составляют всего несколько долларов. Следователь-
рыночная цена известной операционной системы многократно превышает ее

: сдельные издержки.
Практика установления монополией высокой цены на продукцию вряд ли вы-
дает удивление. Может показаться, что у покупателей нет иного выбора, кроме
: ■: приобретать товар по той цене, которую установит единственный поставщик.
: если это так, то почему Microsoft не назначает цену в $ 1000? Или $ 10 тыс.?
пчина в том, что если бы Microsoft «заломила» слишком высокую цену, число
требителей, приобретающих ее программный продукт, резко сократилось бы.
купатели отказались бы от приобретения компьютеров, переключились бы на

: тие операционные системы или «пиратские» копии. Монополии не имеют воз-
кности достичь любого желаемого ими уровня дохода, так как высокая цена
~ет к снижению количества товара, приобретаемого покупателями. Хотя монопо-
.-. и управляет ценой на товары, ее прибыли ограниченны.
Изучая решения монополий об объеме выпуска и назначении цены, мы рас-
: трим последствия существования монополий для общества в целом. Фирмы-
нополии, так же как и конкурентные фирмы, преследуют цель максимизации

: '[были. Но движение к одной и той же цели влечет весьма разные последствия.

: еследующие исключительно эгоистические интересы покупатели и продавцы на
-курентных рынках независимо от их воли направляются «невидимой рукой» к
тспечению всеобщего экономического процветания (гл. 7). Но поскольку моно-
дии удалось избежать контроля конкуренции, результат деятельности рынка в
чае монополии часто не соответствует интересам всего общества.
Один из Десяти принципов экономике гласит, что правительство иногда имеет
можность улучшить результаты деятельности рынка (гл. 1). Анализ, который

: : проведем в этой главе, расширит наши знания о «видимой руке государства»,
учая возникающие в связи с деятельностью монополий проблемы, мы обсудим
личные способы, которыми политики, находящиеся у власти, реагируют на их
явление. Например, Министерство юстиции США в 1994 г. провело расследова-
■: - готовящегося корпорацией Microsoft поглощения компании Intuit, фирмы, раз-
матывающей программное обеспечение. Intuit обладала правами на производ-
:: ■ самой популярной в США компьютерной программы по управлению личными
нансами Quicken. После многомесячного исследования вопроса Министерство
глции приняло решение, что слияние Microsoft к Intuit приведет к концентра-
"! недопустимой власти над рынком в руках одной компании, и запретило слия-
т Intuit осталась независимой компанией.

Почему возникают монополии?


рма обладает монополией, если она — единственный поставщик продукта, не Монополия

фирма, единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров- заменителей.

гющего близких товаров-заменителей. Основная причина возникновения моно-

" ни — барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам всту-

" ь в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь,

-: икают в следующих случаях:

Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.


________________________ Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рочжщ

• Правительство предоставило исключительные права на производство нексг»»{
рой продукции одной фирме.

• Издержки производства таковы, что максимальная эффективность произэм•••*
ства возможна при наличии на рынке единственного производителя.
Давайте вкратце обсудим каждый из этих случаев.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал