Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынт
Узелок на память
СБЕЖАВШЕЕ МОЛОКО И «СПЛЫВШИЕ» ИЗДЕРЖКИ
Англичане говорят: «Что толку рыдать над сбежавшим мо- локом?!» Мы в таких случаях утешаем себя словами: «Сле- зами горю не поможешь» или «Что было, то сплыло! * В этих пословицах заключен глубокий экономический смысл, ибо они выражают суть рационального принятия решений. Экономисты называют издержки безвозвратны- ми, если они не могут быть впоследствии возмещены. По- несенные безвозвратные издержки перестают быть альтер- нативными издержками. Поскольку с безвозвратными издержками нельзя ничего сделать, при принятии решения в различных жизненных ситуациях, в том числе по поводу стратегии бизнеса, их попросту игнорируют.
Наш анализ решения фирмы о приостановке деятельно- сти — пример пренебрежения безвозвратными издержками. Мы предполагаем, что фирма при временном прекращении деятельности не имеет возможности покрыть постоянные издержки. То есть постоянные издержки фирмы в кратко- срочном периоде являются безвозвратными, и фирма, прини- мая решение об объеме выпуска, может спокойно их игнори- ровать. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде — часть кривой ее предельных издержек, лежащей выше кривой средних переменных издержек фирмы, а величина постоянных издержек фирмы не влияет на ее решение об объеме предложения.
Пренебрежением безвозвратными издержками фирма объясняются различные решения, принимаемые в реальной бизнесе. Так, в начале 1990-х гг. большинство крупнейшжж авиакомпаний сообщало об огромных убытках. Например,, убытки American Airlines в 1992 г. составили $475 мл». Delta - $565 млн, a USAir - $601 млн. Тем не менее, не- смотря на потери, авиакомпании продолжали продавать би- леты и перевозить пассажиров. На первый взгляд такое ре- шение вызывает удивление: если рейсы самолетов приносят авиакомпаниям убытки, почему бы им не прекратить пере- возки?
Чтобы объяснить действия менеджмента, мы должнм уяснить, что многие из издержек авиакомпаний — безвоз- вратны в краткосрочном периоде. Если авиакомпания приоб- рела самолет и не имеет возможности перепродать его, из- держки на покупку авиалайнера бевозвратны. Альтерна- тивные издержки полета включают в себя лишь переменные издержки на топливо и на зарплату пилотов и стюардов. До тех пор пока валовой доход авиарейса превышает пере- менные издержки, авиакомпании продолжают деятельность. И они действительно так и поступают.
Игнорирование безвозвратных издержек имеет место и прж принятии решений в частной жизни. Допустим, к примеру, вы оцениваете просмотр нового кинофильма в $ 10. Вы покупаете билет за $ 7, но непосредственно перед сеансом теряете его. Должны ли вы купить новый билет? Быть может, следует пойта домой и сэкономить $ 14? Ответ таков: вы должны купить но- вый билет. Ценность просмотра кинофильма ($10) все еще превышает альтернативные издержки ($ 7 за второй билет). А $ 7 долларов, заплаченные за билет, — безвозвратные издер- жки. А раз так, то жалеть о них стоит не больше, чем англича- нам о сбежавшем молоке. Что было, то сплыло!
нимает во внимание лишь переменные издержки — такие как стоимость исполь- зованных продуктов и труда персонала. Владелец закрывает ресторан лишь тогда, когда доход от немногочисленных посетителей перестает покрывать пе- ременные издержки работы ресторана.
Сходная проблема встает перед владельцем площадки для мини-гольфа на летнем курорте. Поскольку доход, приносимый ею, существенно изменяется от сезона к сезону, владелец всякий раз должен принимать решение об откры- тии площадки. Опять же, постоянные издержки — стоимость аренды земли и сооружения площадки — не принимаются во внимание. Площадка для мини- гольфа должна функционировать только в то время года, когда доход от ее эксплуатации превышает переменные издержки.
|