Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Ответ на первый вопросследует начать с характеристики причин восшествия на престол Александра I, его личностных качеств






Ответ на первый вопрос следует начать с характеристики причин восшествия на престол Александра I, его личностных качеств, и особенностей его воспитания. Далее необходимо охарактеризовать сословную структуру российского общества в начале XIX в. и при этом отметить наличие в стране крепостного права.

Отмечая новизну правления Александра I, по сравнению с Павлом I, раскройте деятельность «Негласного комитета» и «Непременного совета». Далее останавливаясь на личности М.М.Сперанского, и анализируя его реформаторские проекты и деятельность по их осуществлению, следует объяснить, почему Сперанский оказался неугоден императору и был сослан в ссылку?

Объясните, почему вторую половину царствования Александра I историки называют аракчеевщиной? Раскройте смысл аракчеевщины. В заключение, подводя итоги, раскройте непоследовательность и противоречивость реформаторских поисков и начинаний Александра I.


Ответ на второй вопрос начните с краткой характеристики основных направлений внешней политики России в начале XIX века. При этом выделите участие России в антифранцузских коалициях, причины и цели этого участия. Отмечая состав участников третьей и четвертой коалиций, объясните, почему сражения против французских войск были неудачными. Далее следует раскрыть, когда и почему были подписаны Тильзитский мир и союзный договор с Наполеоном, каковы их условия и последствия для России. Зачем двум императорам потребовалась демонстрация мира и дружбы? Далее раскройте причины Отечественной войны 1812 г. Проанализируйте подготовленность России к этой войне. Охарактеризуйте основные военные сражения. Дайте военно-стратегическую оценку Бородинскому сражению. Следует раскрыть итоги и значение победы в Отечественной войне 1812 г. Необходимо объяснить, каковы причины последующего заграничного похода русской армии. В заключение дайте оценку основных решений Венского конгресса. Какую роль стала играть Россия в международных отношениях после победы над Наполеоном?

При ответе на третий вопрос необходимо особое внимание уделить анализу причин движения декабристов, показать как внутренние, так и внешние условия возникновения данного движения. Далее следует определить социальный состав декабристов и кратко остановиться на характеристике декабристских организаций. Особое внимание необходимо уделить сравнительному анализу программных требований декабристов. Обратите внимание на общее и различия в проектах государственного устройства Н.Муравьева и П.Пестеля. Раскрывая причины поражения данного движения, следует остановиться как на обстоятельствах поражения восстания на Сенатской площади, так и на общеисторических условиях в стране, создавших препятствия для реализации программы декабристов. Определяя историческое значение движения декабристов, рекомендуется показать его характерные особенности, выявить декабристский тип революционера. При этом важно подчеркнуть, что поражение декабристов способствовало извлечению определенных уроков будущими поколениями российских революционеров.

ТЕМА 4

Эпоха Великих реформ. 1860-1870-х гг. в России и развитие страны в пореформенный период.

1. Александр II как реформатор. Реформы 60 - 70-х годов XIX века в России: причины, цели и характер.

2. Отмена крепостного права в 1861 г. Значение и противоречия реформы.

3. Общественная реакция на реформы: позиция консерваторов, либералов, революционных демократов.

Дополнительная литература

Преобразования Александра II: великие свершения и неиспользованные возможности. В кн.: Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М: Школа-Пресс, 1994. - С. 119-131.

Захарова Л.Г. Александр П. // Вопросы истории. - 1992.- № 6-7.

Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX в. в России. // Вопросы истории. - 1989. - № 10.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.

Россия под скипетром Романовых (1613 - 1913 гг.). - М., 1990. - С. 181 - 214.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Уч. пособие для ВУЗов. - Брянск, 1995. Тема III. Лекция № 3.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал