эрговые марки при социализме
: пользу торговых марок говорит и опыт бывшего Советского Союза,
: тором «невидимую руку рынка» пытались подменить центральными госу-
..T-CTBeHHbIMH органами планирования. Интересно, что они, так же как и потре-
-г.ти в свободной рыночной экономике, прекрасно понимали, что зарегистри-
занные торговые марки — дополнительная гарантия качества продукции.
3 статье, опубликованной в Journal of Political Economy в 1960 г., Маршалл
тттмэн, эксперт по социалистической экономике, так описывал советский опыт:
3 Советском Союзе цели производства формулируются исключительно в количественном или стоимостном выражении. Жертвой обычно стано- вится качество товаров... В числе методов, используемых Советами для z-азрешения проблемы, особый интерес для нас представляет один — пред- намеренная дифференциация продукции... Каждая социалистическая фир- на имеет собственное название. Всякий раз, когда это физически возмож- но, фирма обязана обозначать себя «производственной маркой» на самом поваре или его упаковке.
3 продолжение статьи M. Голдмэн цитирует аналитическую записку совет- : то эксперта по торговле:
Она [торговая марка] позволяет легко установить фактического произ- водителя изделия в случае, если необходимо вызвать его «на ковер», -.тобы отчитать за низкое качество товаров. По этой причине торго- вая марка — один из наиболее эффективных видов оружия в борьбе за качество продукции... Торговая марка позволяет потребителю выбрать •■.оправившийся ему товар... Другие предприятия вынуждены улучшать качество продукции в соответствии с требованиями потребителя.
M. Голдмэн отмечает, что «аргументы являются вполне ясными и звучат так, ^- будто ими оперирует какой-нибудь " буржуазный апологет"».
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Влияет ли реклама на интенсивность рыночной конкуренции? Приведите аргументы ■ «за» и -«против» зарегистрированных торговых марок.
и. У 524
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
Новости
ТЕЛЕВЕЩАТЕЛЬНЫЕ
КОМПАНИИ КАК
ТОРГОВЫЕ МАРКИ
Зарегистрированные торговые марки информируют потребителей о предла- гаемых фирмами товарах. Создание, регистрация и обеспечение достоверно- сти информации, которую несет торго- вая марка, — предмет неустанных уси- лий многих предпринимателей, вклю- чая телевещательные компании.
НОВЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕЗОН: ИМИДЖ - ВСЕ!
Стюарт Эллиот
Вспышка маркетинговой активности, направленная на «раскрутку» осенних премьер телепрограмм, оцениваемая в S 400-500 млн, наводнила Америку по- токами «маркировки». «Маркировка» — краткий термин, принятый на Мэдисон- авеню (проспект в Нью-Йорке, центр американской рекламной индустрии. — Прим. перев.), означающий попытку создания или оттачивания стандарта или оригинального имиджа; подобно тому как Coca-Cola дистанцируется от своего основного конкурента Pepsi-Cola. Перед началом телесезона 1996-1997 гг.
абоненты телевещательных станций бук- вально «утонули» в потоках надоед- ливой «маркировки».
Мы стали свидетелями наиболее амбициозной из когда-либо предпри- нятых телевещательными компаниями попыток «маркировать» как себя са- мих, так и блоки телевизионных про- грамм. Данная практика — заметный отход от принятой в прошлом тради- ции продвижения отдельных передач. «Несколько лет назад телезрители смот- рели конкретные шоу-передачи, а не телеканалы, — утверждает Боб Бибб, один из руководителей отдела марке- тинга молодой быстро растущей теле- вещательной компании WB, принадле- жащей корпорации Time Warner. «Но тогда они имели дело с тремя телеве- щательными сетями и выбор конкрет- ной передачи не представлял трудно- стей».
«Маркировка» WB — нахальный поющий мультипликационный персо- наж — лягушонок — персонифициру- ющий обшую концепцию канала «Дуб- ба-дубба — WB» (именно так называ- ет свой телеканал мультгерой). «Это не просто лягушка, это позиция, — утвер- ждает P. Бибб, — постоянство от пе- редачи к передаче».
Существенная часть «маркировки» телевидения — подготовка передач, ориентированных на определенную зрительскую аудиторию, в максималь-

ной степени соответствующих ее инт: ресам. То есть, по словам Алана Коэ: -: исполнительного вице-президента Hi- Йоркского отделения ABC-TV: «р; витие комплексного вещания, напря- денного на установление более тескь." связей с телезрителями, так, что с-" будут ожидать от нас конкретных --■. щей». Телеканал должен иметь с:: ственное лицо: «когда вы смотритеДБ '. вы знаете, что смотрите АВСъ. Реф:: мы должны приблизить телеканал к: новной его аудитории — молодым: рожанам и семьям с детьми.
Источник: «The New York Times* September 20, 1996, p. Dl.
Заключение
Монополистическая конкуренция — это гибрид монополии и конкуренции. Как монополия, каждая монопольно-конкурентная фирма имеет дело с убывающей кр? вой спроса и устанавливает цену выше предельных издержек. Подобно конкуре: - тному рынку, здесь также много фирм, а свободный вход и выход с рынка сволн прибыль каждой монополистически-конкурентной фирмы к нулю.
Так как монопольно-конкурентные фирмы производят дифференцированно: изделия, каждая фирма для привлечения внимания потребителей к своей торгов:: марке проводит рекламные кампании. В определенной степени реклама манипули- рует вкусами потребителей, способствует формированию эмоциональной привег женности к определенной марке товаров и сдерживает конкуренцию. Одна: -; та же реклама обеспечивает потребителей информацией о товаре, выделяет торг: вые марки, качество которых гарантируется и способствует конкуренции.
Очевидно, что теория монополистической конкуренции адекватно описывает рьл-: ки различных товаров, однако она не способна предложить простых действенны: рецептов государственной политики. С точки зрения экономиста-теоретика, распре деление ресурсов на рынках монополистической конкуренции несовершенно. Одн^ ко с точки зрения политика-практика, изменить положение вещей вряд ли возможн:
Глава 17. Монополистическая конкуренция
Выводы
Рынок монополистической конкуренции харак- теризуется тремя атрибутами: большое количе- ство фирм, дифференцированная продукция и свобода входа и выхода на рынок. Равновесие на рынке монополистической конку- ренции отличается от равновесия на совершенно конкурентном рынке двумя взаимосвязанными моментами. Во-первых, каждая фирма имеет из- быточную мощность, то есть она находится на убывающем участке кривой средних совокуп- ных издержек. Во-вторых, каждая фирма назна- чает цену выше предельных издержек. Для рынка монополистической конкуренции ха- рактерно появление типичных для монополии без- возвратных потерь, вызванных надбавкой над предельными издержками. Кроме того, число
фирм на рынке (а значит, и число предлагаемых товаров) может быть слишком большим или слиш- ком малым. Возможности государственного вли- яния на уровень эффективности рынка огра- ниченны.
В условиях монополистической конкуренции диф- ференцирование продукции обусловливает ши- рокое использование рекламы и зарегистрирован- ных торговых марок. Критики утверждают, что фирмы используют эти инструменты с целью манипулирования эмоциями потребителей и ог- раничения конкуренции. Защитники рекламы и торговых марок считают, что фирмы стремят- ся предоставить потребителям необходимую информацию о товаре и стимулировать конку- ренцию.
Основные понятия
Монополистическая конкуренция
Вопросы
1. Опишите три характеристических свойства мо- нополистической конкуренции. В чем монополи- стическая конкуренция подобна монополии? В чем она подобна совершенной конкуренции?
2. Нарисуйте график долгосрочного равновесия на рынке в условиях монополистической конкурен- ции. Как связаны цена товара и средние сово- купные издержки? Как цена связана с пре- дельными издержками?
3. Как соотносятся уровень производства монополь- но-конкурентной фирмы и эффективный уровень
производства? Какие практические соображения затрудняют решение проблемы эффективности монопольно-конкурентного рынка?
4. Как влияет реклама на экономическое благосо- стояние?
5. Как реклама, которая не несет явной информации, влияет на выбор потребителя?
6. Объясните преимущества, которые получает вла- делец зарегистрированных торговых марок.
|