Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дискуссии о рекламе
Что такое реклама — пустая растрата ресурсов или она выполняет важную oi: i~ ственную функцию? Оценка общественной ценности рекламы порождает жар: -:? ' споры. Давайте рассмотрим позиции критиков и адептов рекламы.
Критика рекламы. Критики рекламы утверждают, что основная ее цель — ма: -: - пулирование вкусами людей. Большая часть рекламы носит скорее психолог;: - - ский, нежели информационный характер. Рассмотрим, к примеру, типичную тел.тз*
'лава 17. Монополистическая конкуренция
ионную рекламу какой-нибудь марки слабоалкогольного напитка. В ней, скорее : -.его, не содержится сведений ни о цене напитка, ни о его качестве. Рекламный : ■: лик демонстрирует нам группу счастливых молодых людей на пикнике с банка- ■ I напитка в руках. Цель рекламы состоит в передаче подсознательного (если не -глепатического) обращения к зрителю: «Вы можете иметь много друзей и быть -^хими же счастливыми, если вы будете покупать наш напиток!» Критики утверж- .liiioT, что такая реклама направлена на инициацию желания, которого иначе просто -J- существовало бы.
Критики также утверждают, что реклама сдерживает конкуренцию. Создатели гекламы пытаются убедить потребителей в том, что предлагаемые им товары ■ гораздо большей степени отличаются друг от друга, чем на самом деле. Обо- тряя восприятие отличительных характеристик продукции и способствуя форми- рованию приверженности определенной марке товаров, реклама делает потребите- ли невосприимчивыми к разнице в ценах аналогичных продуктов, и при менее ластичной кривой спроса каждая фирма получает большую надбавку над пре- jit.TbHbiMH издержками.
Защита рекламы. Адепты рекламы указывают, что основная цель рекламы — обес- лечение потребителей информацией о товаре. Реклама сообщает о ценах -л товары, о появлении новой продукции и о расположении торговых точек. ; [нформация позволяет потребителям осознанно выбрать необходимый им товар; " 1ким образом, эффективность рыночного распределения ресурсов повышается.
Защитники рекламы утверждают, что она способствует повышению интенсив- ности конкуренции. Так как реклама информирует потребителей о всех функцио- нирующих на рынке фирмах, покупатели получают возможность извлечь выгоду : з разницы в ценах. Таким образом, власть фирм над рынком уменьшается. Кроме " эго, реклама облегчает новым фирмам вход на рынок, так как она привлекает - ним потребителей, неудовлетворенных существующей продукцией.
С течением времени политики пришли к выводу, что реклама действительно лособствует повышению уровня конкуренции. Возьмем, к примеру, государствен- -: ое регулирование деятельности представителей таких профессиональных групп, •ак адвокаты, врачи и фармацевты. В прошлом их профессиональные организа- -гли приложили немало усилий, для того чтобы убедить правительства штатов -заложить запрет на рекламу в этих областях на том основании, что она якобы противоречит профессиональной этике. В последние годы, однако, сложилось чнение, что основной эффект запрета рекламы — ограничение конкуренции; мно- ~ие законы, запрещавшие информирование потребителей о профессиональных ус- тугах, были отменены.
|