В этой главе ВЫ. • проанализируете поведение фирм, поставляющих дифференцированную продукцию
• Проанализируете поведение фирм, поставляющих дифференцированную продукцию
• Сравните результаты монополистической и совершенной конкуренции _________________________
• Рассмотрите желательность результатов монополистической конкуренции _________________________
• Проанализируете дискуссии об эффективности рекламы
• Познакомитесь с проблемами зарегистрированных торговых марок
: ы зашли в книжный магазин, чтобы приобрести книгу, которую собираетесь почи- сть во время предстоящих каникул. На полках магазина вы находите мистический ; етектив Джона Грэшема, триллер Стивена Кинга, героический роман Даниеллы . тил, автобиографию Денниса Родмана и множество учебников. Участником рын- j какого типа вы становитесь, когда выбираете и приобретаете книгу?
На первый взгляд рынок книг представляется совершенно конкурентным. Про- ! атривая книги на полках книжного магазина, вы находите произведения множе- тва авторов, изданные самыми разными, соперничающими за ваше внимание из- ; ательствами. Покупателю приходится делать выбор из сотен конкурирующих :: тературных произведений. И поскольку возможность входа на рынок имеет аждый желающий, написавший и издавший книгу индивид, книжный бизнес не ямый прибыльный. На каждого высоко оплачиваемого романиста приходятся : тни борющихся за место под солнцем писателей.
С другой стороны, рынок книг определенно монополизирован. Так как каждая лига уникальна, издатели имеют некоторую свободу в назначении цены. Продав- цы на этом рынке скорее назначают цену, а не принимают ее. И действительно, цена ниг значительно превышает предельные издержки. Цена типичного романа в переплете, например, составляет приблизительно $ 25, в то время как стоимость течати одного дополнительного экземпляра книги — менее $ 5.
В этой главе мы исследуем рынки, которые имеют некоторые черты и совершен- - эй конкуренции и монополии. Такая рыночная структура называется монополис- тической конкуренцией и характеризуется следующими свойствами:
Монополистическая конкуренция —
рыночная структура, в которой множество фирм поставляют сходную, но не идентичную продук- цию.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рын<
• Большое количество продавцов. Множество фирм ориентированы на одк и ту же группу потребителей.
• Дифференциация продукции. Каждая фирма производит продукцию, котора- по крайней мере, немного отличается от конкурентной. Таким образом, явля- ясь скорее назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривс спроса.
• Свободный вход. Ограничения на входе и выходе с рынка отсутствуют. Таю: образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установит; ; нулевая экономическая прибыль.
Вы легко приведете длинный список примеров подобных рынков — рык: - книг, компакт-дисков, кинорынок, рынок компьютерных игр, ресторанов, урок:: игры на фортепьяно, пирожков, мебели и т. д.
Монополистическая конкуренция, подобно олигополии, — промежуточная ме: - ду крайними случаями конкуренции и монополии рыночная структура. Но са: г олигополия и монополистическая конкуренция совершенно отличны друг от дг га. Специфическая черта олигополии — функционирование на рынке нескольк; продавцов. Ограниченное число поставщиков уменьшает вероятность жесткой кс - куренции; стратегическое взаимодействие производителей имеет жизненно важк значение. Напротив, при монополистической конкуренции имеется множество пг давцов, каждый из которых достаточно мал по сравнению с рынком. Специфи- рынка монополистической конкуренции — предложение каждым поставщик. в чем-то отличающейся продукции.
|