Законодательства
Дженнифер Стейнхауэр
.-.: -: сообщил вчера Toys " R" Us,
• пнейший американский розничный
" 'Лавец игрушек, компания ожидает,
что Федеральная торговая комиссия предъявит ей обвинения в нарушении антитрестовского законодательства. Од- нако компания планирует энергично оспаривать любые действия, направлен- ные на запрещение ее практики опто- вых закупок.
В центре гражданского разбиратель- ства, которое началось как часть более широкого рассмотрения положения дел в отрасли, вопрос: «Нарушила ли Toys " R" Us, отказавшись от закупки продук- ции компаний Mattel и Hasbro в том случае, если они не разорвут отношения с магазинами-клубами, антитрестовские законы». Магазины-клубы практикуют продажу товаров по сниженным ценам своим членам. Хотя розничный тор- говец имеет право отказаться покупать продукцию у кого бы то ни было, воз- никает вопрос, не использует ли компа- ния свою власть над рынком для давле- ния на группу производителей с целью вытеснения конкурентов? Что касает- ся Toys " R" Us, ежегодный доход ко- торой составляет $ 8, 8 млрд, а доля на рынке игрушек США составляет 20 %, ее размеры и власть над рынком ог- ромны...
Расследование началось с жалоб ма- газинов-клубов, на крупных изготови- телей игрушек, которые отказывались продавать им многие из своих изделий. А производители заявили, что делают это по требованию Toys " R" Us».
Toys " R" Us считает, что ее дей- ствия оправданны, ибо она испытывает жесткую конкуренцию не только со стороны магазинов-клубов, но и сетей магазинов, торгующих со скидками, та- ких как Wal-Mart и Target. «Мы ис- кренне изумлены тем, что Федеральная торговая комиссия собирается предъя- вить обвинения Toys " R" Us», — заявил президент компании Майкл Голдстайн. «Toys " R" Us расходует миллионы дол- ларов на продвижение игрушек», — отметил он и добавил, что «магазины- клубы " просыпаются" за шесть недель перед Рождеством, выбирают несколько самых ходовых изделий и, чтобы при- влечь покупателей, продают их по себе- стоимости или ниже. Мы сообщили из- готовителям, что оговариваем наше неоспоримое право отказаться от закуп- ки товаров, которые они поставляют ма- газинам-клубам. Речь идет о нашей кон- курентоспособности».
Источник: «The New York Times», March 22, 1996, pp. Dl, D7.
: лучит от каждого кинотеатра по $ 19 тыс. Однако если киностудия предлагает оинудительный ассортимент, она получает возможность запросить по $ 20 тыс. ~: ли оценка фильмов различными кинотеатрами варьируется, практика принуди- ■ =льного ассортимента позволяет киностудии увеличить прибыль путем назначе- -~\я объединенной цены, более близкой к общей сумме, которую готовы заплатить : купатели. Принудительный ассортимент — спорная практика ведения бизнеса, однако ар- менты Верховного суда об увеличении власти фирмы над рынком не убедитель- м, по крайней мере, в их простейшей форме. Современная экономическая теория -: е способна дать однозначное заключение о последствиях практики принудитель- -■ эго ассортимента для общества в целом.
В последние годы дебаты по вопросу принудительного ассортимента приобрели
^: е большую остроту. Как отмечалось в гл. 15, корпорация Microsoft обладает
: чти полной монополией в производстве операционных систем для персональных
: мпьютеров. Подавляющее болыниство пользователей работают в операционных
: стемах MS-DOS, Windows 3.0 или Windows 95. Компании, производящие про-
таммное обеспечение, обвинили Microsoft в попытке расширить власть над рын-
м, включив в качестве обязательного компонента операционных систем дополни-
льное программное обеспечение, типа/и£ егяе£ -браузера. В настоящее время данный
лрос стал предметом расследования, проводимого Министерством юстиции США.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Какого рода соглаше- ния запрещены в практике бизнеса? Почему антитрестов- ские законы вызывают правовые споры?
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рь.-*~.
Заключение
Фирмы-олигополисты желали бы действовать подобно монополиям, но эгоист; г-^ ские интересы подталкивают их к совершенной конкуренции. Результаты деятеп ности олигополистов могут варьироваться от монополистической прибыли до к: - курентной, в зависимости от числа фирм на рынке и степени координации; ■ действий. Анализ «дилеммы узников» познакомил вас с причинами возможнь;: неудач попыток сотрудничества субъектов рынка, даже в тех случаях, когда с - отвечает общим интересам олигополистов.
Государство регулирует поведение олигополистов посредством антитрест: - ских законов. Уточнение сферы применения этих законов — предмет непрекрагт.: - ющихся дебатов. Хотя соглашения об установлении цен между конкурирующие: фирмами очевидным образом снижают экономическое благосостояние обществ^ должны быть признаны незаконными, некоторые действия фирм, на первый взгл-. ограничивающие конкуренцию, могут преследовать вполне законные цели. Пес- тики должны осторожно выписывать «рецепты антитрестовских лекарств» попя- тим к ним на «прием» фирмам.
Выводы
В условиях олигополии фирмы максимизируют совокупную прибыль, образуя картели и действуя подобно монополисту. Однако, если олигополис- ты принимают решения относительно уровней производства индивидуально, объем выпуска ока- зывается выше, а цены ниже, чем в монопольной структуре. Чем большее число фирм входит в олигополию, тем ближе объем выпуска и цена к уровню совершенно конкурентного рынка. «Дилемма узников» показывает, что эгоистиче- ский интерес не позволяет индивидам координи- ровать действия даже тогда, когда сотрудниче-
ство отвечает интересам обеих сторон. Лег: «дилеммы узников» применима к самым раз: -: ситуациям — гонке вооружений, проблемам: ламы, использования общего ресурса или о.т; полистическим структурам рынка. Для противодействия практике ограничения: • куренции государство использует антитрес: ские законы. Однако антимонопольное зак: дательство далеко от совершенства, тем бс что некоторые действия фирм, на первый взг ведущие к ограничению конкуренции, пресле ют вполне законные деловые цели.
Основные понятия
Олигополия
Монополистическая конкуренция Сговор
Картель
Равновесие Нэша Теория игр
«Дилемма узников» Доминирующая стратег
; за 16. Олигополия
Вопросы
Если группа поставщиков организует картель, 4. какой объем выпуска и цену она попытается ус- тановить? 5. Сравните объем выпуска и цену олигополии с объемом производства и ценой монополии. 6. Сравните объем выпуска и цену олигополии с объемом предложения и ценой конкурентного 7. эынка.
Как число фирм в олигополии влияет на ре- зультат функционирования рынка? Что такое «дилемма узников» и как она приме- нима к олигополии?
Какие виды действий фирм запрещают антитре- стовские законы?
Что такое поддержание розничных цен и поче- му эта практика вызывает дискуссии?
Задания для самостоятельной работы
< The New York Times» 30 ноября 1993 г. сооб- щила, что «неспособность OPEC прийти к со- гласию о снижении объемов добычи нефти, привела нефтяной рынок в состояние хаоса... в США установились самые низкие, начиная с июня 1990 г., цены на сырую нефть».
а. Почему члены OPEC пытались договориться о сокращении производства?
б. Почему, по вашему мнению, членам OPEC не удалось принять решение о снижении объе- мов добычи нефти? Почему рынок нефти при- шел «в состояние хаоса»?
в. Газета приводит высказывания членов OPEC, «что такие не входящие в OPEC нефтедобы- вающие страны, как Норвегия и Великобрита- ния, должны сократить производство». Какой вывод относительно желательных для OPEC отношений с Норвегией и Великобританией можно сделать из этого высказывания?
Основные производители алмазов — Россия и ЮАР. Предположим, что предельные издержки добычи алмазов равны $ 1 тыс. на алмаз, а спрос описывается следующей функцией, заданной в виде таблицы:
Количество
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
|
а. Каковы были бы цена и количество алма- зов на конкурентном рынке?
б. Каковы были бы цена и объем предложе- ния в случае монополии одной из стран на рынке?
в. Если Россия и ЮАР образуют картель, как это скажется на цене и объеме предложе- ния алмазов? Если страны разделят рынок поровну, какими будут объем производства ЮАР и ее прибыль? Как повлияет на при- быль ЮАР, если она увеличит производ- ство на 1000 алмазов, в то время как Россия будет придерживаться заключенных согла- шений?
3. Почему теория игр полезна для понимания поведения субъектов олигополистических, но не конкурентных рынков?
4. Опишите некоторые события вашей жизни, в которых теория игр могла быть вам полез- на. Что связывает эти события?
5. В этой главе утверждается, что запрещение в 1971 г. рекламы сигарет по телевидению при- вело к увеличению прибыли табачных ком- паний США. Как вы оцениваете политику запретов по отношению к частным фирмам? Объясните ваш ответ.
6. «Практикум» описывает телефонный диалог между президентами компаний American Airlines и Braniff Airways. Давайте проана- лизируем игру, которую ведут компании. Пред- положим, что каждая компания может назна- чать или высокую, или низкую цену на авиабилеты. Если одна компания устанавли- вает цену S 100 за билет, она получает низ-
кую прибыль в том случае, когда ее конкурент устанавливает аналогичную цену, и высокую при- быль, если она назначает цену в $ 200 за билет. С другой стороны, если первая компания назна- чает плату в $ 200 за билет, она получает очень низкую прибыль, если другая компания устано- вит цену билета в $ 100, и среднюю прибыль, если ее конкурент устанавливает ту же цену.
5. Поведение фирмы и теория организации рынка
а. Нарисуйте диаграмму принятия решения для этой игры.
б. Что является равновесием Нэша для это! игры? Объясните.
в. Существует ли в этой игре результат, которы! был бы лучшим, чем равновесие Нэша? Kai его достигнуть? Кто оказался бы в проигры- ше в случае достижения этого результата?
|