Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дискуссии об антитрестовской политике
Основной вопрос, по поводу которого идут постоянные юридические дискуссии, заключается в определении подлежащих запрету антитрестовскими законами дей- ствий компаний. Большинство комментаторов согласны с тем, что незаконными должны признаваться любые соглашения об установлении и поддержании опреде- ленного уровня цен. Однако антитрестовские законы использовались и в отноше- нии практики ведения бизнеса, последствия которой далеко не очевидны. Ниже мы рассмотрим два примера.
Поддержание розничных цен. Один из примеров спорной практики бизнеса — поддержание розничных цен, так называемая честная торговля. Представьте себе, что компания «Потряссоник» поставляет розничной торговле видеомагнитофоны по оптовой цене $ 300 и требует, чтобы ее партнеры установили розничную цену в $ 350. В этом случае говорят, что компания занимается поддержанием розничных цен. Любой розничный торговец, который назначит цену ниже $ 350, нарушает контракт с «Потряссоник».
На первый взгляд поддержание розничных цен может показаться антиконку- рентным и, следовательно, вредным для общества. Подобно соглашению участни- ков картеля, оно препятствует ценовой конкуренции розничных торговцев. По этой причине американские суды рассматривали практику поддержания розничных цен как нарушение антитрестовских законов.
________________________ Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынка
Однако в ее защиту выступили некоторые экономисты. Во-первых, они отрица- ют, что цель поддержания цен — ограничение конкуренции. Если компания «По- тряссоник» имеет какую-либо власть над рынком, что мешает ей манипулировать оптовыми, а не розничными ценами? Кроме того, «Потряссоник» не имеет побуди- тельных мотивов препятствовать конкуренции розничных продавцов. Действи- тельно, поскольку объем продаж конкурентных продавцов должен превышать объем продаж картеля розничных продавцов, от ограничения конкуренции в пер- вую очередь проигрывает «Потряссоник».
Во-вторых, практика поддержания розничных цен преследует вполне законную цель. «Потряссоник» стремится, чтобы его продукция была представлена в прекрас- ных демонстрационных залах с квалифицированным торговым персоналом. В от- сутствие поддержки производителя некоторые покупатели, польстившись на скидки, могут приобрести видеомагнитофон у продавца, который экономит на сервисе. Но высокий уровень обслуживания покупателей в определенной степени — обществен- ное благо, предоставляемое розничными торговцами, которые продают видеомагни- тофоны «Потряссоник». Когда некое лицо предоставляет общественное благо, на него, как мухи на мед, слетаются «нахлебники» (гл. 11). В этом случае розничные продавцы, торгующие со скидкой, выезжали бы на сервисе, который обеспечивают квалифицированные продавцы, что привело бы к нежелательному снижению каче- ства обслуживания. Поддержание розничных цен — один из способов, которым компания «Потряссоник» пытается решить проблему «нахлебников».
Пример с поддержанием розничных цен иллюстрирует важный принцип: прак- тика ведения бизнеса, которая на первый взгляд ведет к ограничению конку- ренции, может преследовать вполне законные цели. Данный принцип в еще боль- шей степени осложняет практику применения антитрестовских законов.
Принудительный ассортимент. Еще один пример спорной практики ведения бизнеса — принудительный ассортимент продукции. Предположим, что киносту- дия «Кассовый фильм» сняла два новых фильма — «Звездные войны» и «Гам- лет». Если «Кассовый фильм» предлагает кинотеатрам пакет из двух кинокартин фильмов по общей цене, а не каждый в отдельности, говорят, что киностудия предлагает принудительный ассортимент продукции.
Практика продажи кинофильмов «с нагрузкой» была обжалована в Верховном суде США, который запретил торговлю «котами в мешках». Суд рассуждал следу- ющим образом: предположим, что «Звездные войны» — супербоевик, в то время как «Гамлет» — некассовый художественный фильм. Киностудия, пользуясь попу- лярностью «Звездных войн», принуждает кинотеатры приобретать и «Гамлета». Создается впечатление, что киностудия использует торговлю «наборами» как ме- ханизм расширения власти над рынком.
Экономисты критически восприняли аргументацию юристов. Предположим, что кинотеатры готовы заплатить $ 20 тыс. за «Звездные войны», а за «Гамлета» не дадут и цента, а киностудия предлагает им за ту же сумму два кинофильма. Условие о приобретении определенного набора фильмов отнюдь не увеличивает цену, которую кинотеатры готовы заплатить за «Звездные войны». Количество фильмов в наборе «Кассового фильма» никак не влияет на ее власть над рынком.
В чем же причина существования практики принудительного ассортимента? Воз- можно, принудительный ассортимент есть форма ценовой дискриминации. Предпо- ложим, что имеются два кинотеатра. Городской кинотеатр готов заплатить $ 16 тыс. за «Звездные войны» и $ 5 тыс. за «Гамлета», загородный кинотеатр — $ 14 тыс. за первый фильм и $ 6 тыс. за второй. Если «Кассовый фильм» будет устанавливать цену на каждый фильм, его лучшая стратегия будет заключаться в назначении $ 14 тыс. за «Звездные войны» и $ 5 тыс. за «Гамлета». Следовательно, за оба фильма он
'лава 16. Олигополия
Новости
АНТИКОНКУРЕНТНАЯ TOYS «R» US?
Ti может быть сложнее, чем приме- мте антитрестовских законов США? рактика, которую один юрист восприн- ?.ет как попытку ограничения конку- ■ нции, другой считает вполне законным -тодом ведения бизнеса. Ниже приво- тся обзор дискуссии о практике Toys : J" Us (крупнейшей американской сети •.газинов, продающих детские игруш- : — Прим. перев.). Представители роз- : чных магазинов, торгующих со скидка- -. заявляют, что Toys " R" Us, используя " асть над рынком, пытается вытеснить - с розничного рынка игрушек. Об- няемые, в свою очередь, заявляют, что ввергаются необоснованным нападкам зхлебников», пытающихся воспользо- " ься чужой рекламой.
|