Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практикум. Какое воздействие оказывает реклама на цены товаров?
Реклама и цена очков
Какое воздействие оказывает реклама на цены товаров? С одной стороны, если она убеждает потребителей в том, что некоторые товары значительно отличаются от аналогичных изделий, кривые спроса фирм теряют эластичность, уровень конку- ренции уменьшается, а поставщики получают возможность назначать более высо- кие цены. С другой стороны, реклама облегчает поиски фирм, предлагающих более низкие цены, следовательно, интенсивность конкуренции повышается, кривые отро- га становятся более эластичными, что ведет к снижению цен.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации р
H
В опубликованной в 1972 г. в Journal of Law and Economics статье эконМ мист Ли Бенхэм проанализировал два подхода к роли рекламы. В 1960-е тт.., в различных штатах США действовали весьма отличающиеся правила относлй тельно рекламы продукции и услуг оптиков. Некоторые штаты разрешали рай ламу очков и проверки зрения, другие — запрещали. Например, закон о реклама штата Флорида, с энтузиазмом одобренный профессиональными оптиками, зяян чал следующим образом:
Является противозаконным для любого лица фирмы, или корпорации i
прямая или косвенная реклама любыми средствами какой бы то ни бъищ определенной или неопределенной цены или условий кредита на предписш-] ные или корректирующие стекла, оправы для очков, укомплектованнши\ предписанные или корректирующие очки, или любые услуги, оказываемые* оптиками... Это положение принято в интересах общественных здрава^ охранения, безопасности и благосостояния; его разделы должны ceo6odmi толковаться ради достижения провозглашенных целей и задач. '
Л. Бенхэм использовал различия в законах штатов для практической cpe- верки обоснованности позиций критиков и адептов рекламы. Результаты оказа- лись весьма впечатляющими. В тех штатах, в которых существовал запрет на рекламу, средняя цена пары очков составляла $ 33. (Далеко не так мало, как могло бы показаться, ибо это цена 1963 г. Чтобы получить представлен»»» современной цене, умножьте цену очков на пять.) В штатах, в которых ограни- чения отсутствовали, средняя стоимость очков составляла $ 26. Таким образа»», реклама привела к снижению средних цен на очки более чем на 20 V На рынке очков, а возможно, и на многих других рынках, реклама способстзчкг конкуренции и ведет к установлению более низких потребительских цен.
|