Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре свойства кривых безразличия






Кривые безразличия отражают предпочтения потребителей и обладают определен-
иями свойствами. Для большинства кривых безразличия характерны следующие
гличительные особенности.



Часть 7. Дополнительная тема для отличников


Свойство 1: чем выше расположена кривая безразличия, тем предпочти-
тельнее она для потребителя.
Покупатель стремится иметь большее количе-
ство товаров. Из рис. 21.2 следует, что чем выше расположена кривая безраз-
личия, тем большее количество товаров имеет потребитель, который всегда
стремится к достижению наивысшей из доступных ему кривых безразличия.

Свойство 2: кривые безразличия имеют вид нисходящих. Наклон кривой
безразличия определяет пропорцию, в которой потребитель готов заменить один
товар другим. В большинстве случаев ему нравятся оба товара. Поэтому, если
количество одного из них сокращается, количество другого должно возрасти
так, чтобы степень удовлетворенности потребителя не изменилась. По этой
причине большинство кривых безразличия имеют вид нисходящих.

Свойство 3: кривые безразличия не пересекаются. Чтобы убедиться в спра-
ведливости утверждения, предположим обратное, то есть что кривые безразли-
чия могут пересечься (рис. 21.3). Поскольку точка А принадлежит той же
кривой безразличия, что и точка В, обе они обязаны удовлетворять потребите-
ля в одной и той же степени. Кроме того, учитывая, что точка В принадлежит
той же кривой безразличия, что и точка С, они обе должны в одинаковой
степени удовлетворять потребителя. Следовательно, в точках Л и С степень
удовлетворения потребителя одинакова, хотя в точке С он получает большее
количество товаров. Однако, этот вывод противоречит нашему представлению
о том, что потребитель всегда предпочитает иметь большее, а не меньшее коли-
чество обоих товаров. Поэтому исходное допущение неверно, и кривые безраз-
личия никогда не пересекаются.

Свойство 4: кривые безразличия вогнуты. Наклон кривой безразличия пред-
ставляет собой предельную норму замещения, то есть пропорцию, в которой
потребитель готов заменить один товар другим. Предельная норма замещения
обычно зависит от количества каждого товара, находящегося в распоряжении
потребителя. В частности, в силу того, что люди охотнее идут на замену тех
товаров, которые они имеют в изобилии, чем тех, количество которых ограни-




Рис. 21.3

КРИВЫЕ

БЕЗРАЗЛИЧИЯ НЕ
ПЕРЕСЕКАЮТСЯ
Ситуация, изображен-
ная на рисунке,
нереальна. Если бы
она имела место в
действительности,
потребитель мог бы
в равной степени
удовлетворить свои
запросы в точках А,
BwC,
хотя в точке С
он имел бы больше
товаров, чем
в точке А.


Количество

Pepsi

(в пинтах)


Количество
пиццы


Глава 21. Теория потребительского выбора



 


О 2 3 6 7 Количество

пиццы

чено, кривые безразличия имеют вогнутую форму. Для иллюстрации этого
утверждения рассмотрим рис. 21.4. В точке А потребитель не испытывает
недостатка в Pepsi, но ограничен в пицце. Поэтому, для того чтобы он отказал-
ся от одной пиццы, придется предложить ему 6 пинт Pepsi, так как в этой точке
предельная норма замещения равна 6. Напротив, в точке В, в которой ограни-
чено количество Pepsi, а пицца имеется в избытке, потребитель испытывает
жажду, но не голод. В этой ситуации он согласился бы поменять одну пиццу на
одну пинту Pepsi, так как предельная норма замещения в этой точке равна
одной пицце за одну пинту Pepsi. Таким образом, вогнутая форма кривых
безразличия отражает готовность потребителя отказаться именно от того това-
ра, большим количеством которого он располагает.


Рисунок 21.4

ФОРМА КРИВЫХ
БЕЗРАЗЛИЧИЯ
Кривые безразличия
обычно вогнуты.
Предельная норма
замещения (MRS)
зависит от количества
товаров, находящихся
в распоряжении
потребителя. Напри-
мер, в точке А
недостаток пиццы и
избыток Pepsi, поэто-
му, если вы попроси-
те потребителя
отказаться от одной
пиццы, он потребует
за нее много Pepsi.
Предельная норма
замещения в зтой
точке равна шести
пинтам Pepsi за одну
пиццу. В точке В —
избыток пиццы и
дефицит Pepsi,
поэтому потребитель
согласится расстаться
с пиццей всего лишь
за одну пинту Pepsi.
Предельная норма
замещения в этой
точке равна одной
пинте Pepsi за одну
пиццу.


 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал