Программы борьбы с бедностью и стимулы к работе
Многие программы, нацеленные на помощь малообеспеченным гражданам, скорее побуждают не к стремлению выбраться из бедности собственными силами, а к «проеданию» общественной помощи. Рассмотрим следующий пример. Предполо- жим, что доход в размере $ 15 тыс. позволяет семье вести нормальный образ жизни. Допустим, что правительство гарантирует его каждой семье. Сколько бы ни получала семья, правительство возмещает разницу между ее доходом и суммой в $ 15 тыс. Как вы думаете, каковы будут последствия такой политики?
Ее влияние на стимулы к труду очевидно: любой индивид, имеющий возмож- ность заработать меньше $ 15 тыс., утрачивает мотивы к поискам более выгодной работы. Каждый дополнительно заработанный им доллар приведет к соответству- ющему уменьшению правительственного пособия, то есть государство облагает налогом 100 % дополнительного дохода. Эффективная предельная ставка налога в 100 % приводит к значительным безвозвратным потерям.
Неблагоприятные воздействия высокоэффективной ставки налога продолжа- ются в течение длительного времени. Человек, не имеющий стимулов к работе, теряет профессиональные навыки. Кроме того, слоняющиеся без дела родители — отрицательный пример для детей, что неблагоприятно сказывается на их способно- сти найти и сохранить работу в будущем.
Хотя программы борьбы с бедностью, о которых мы говорили, носят гипотети- ческий характер, они не так уж далеки от действительности, как это может показать- ся на первый взгляд. На оказание поддержки неимущим гражданам ориентированы программы социального страхования, медицинской помощи, талоны на питание, нало- говый кредит на заработанный доход, — и все они «привязаны» к семейному доходу, с увеличением которого государственная поддержка прекращается. Когда все эти программы суммируются, эффективные предельные ставки налога резко возрастают, иногда они превышают 100 %. Поэтому в случае увеличения доходов семьи получатели пособий несут прямые убытки. Пытаясь помочь бедным, прави- тельство отвращает их семьи от работы. По словам критиков программ по борьбе с бедностью, они формируют негативное отношение к работе и «культуру бедности».
Может показаться, что решение проблемы очевидно — последовательное умень- шение размеров пособий по бедности по мере увеличения семейных доходов. Например, если малоимущая семья теряет 30 центов пособия на каждый заработан- ный собственными усилиями доллар, эффективная предельная ставка «налога» составляет 30 %. Она, безусловно, в некоторой степени уменьшает стремление рабо- тать, но не устраняет его полностью.
Проблема заключается в том, что такое решение в значительной степени повы- шает стоимость программ по борьбе с бедностью. Если по мере роста доходов бедной семьи размеры пособий постепенно сокращаются, семья, только что подняв- шаяся над чертой бедности, должна получать достаточно существенное воспомоще- ствование. Чем больше пособий различных размеров, чем больше семей должны их получать, тем выше стоимость государственных программ. Таким образом, полити- ки сталкиваются с выбором между высокими эффективными предельными ста?
-аза 20. Распределение доходов
Новости
5ЕРЕЖЕНИЯ И ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ
граммы, направленные на помощь
" •: -■;.; м. отягощены множеством побоч-
г> ффектов. Один из них — анти-
; лы к сбережениям. В статье рас-
..: -=•: в ается об одной из получающих
:: 'ня одиноких матерей, которая по-
~^: ась отложить немного денег на
-гный день».
ЛЯЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ
" ОСОБИЕ, ЭКОНОМИЯ ЗАКОННА,
|