Либертарианизм
Третья точка зрения на равенство получила название либертарианизма. Утилита- : нзм и либерализм рассматривают совокупный доход общества как делимый ре- : урс, свободно перераспределяемый прекраснодушным плановиком для достиже- ния некоей социальной цели. Напротив, либертарианцы утверждают, что доходы получает не общество, а исключительно его члены. В соответствии с теорией
зободы воли государство не имеет права отнимать нечто у свободных индивидов £ пользу других людей, даже ради достижения определенного уровня справедли- вости распределения доходов.
Например, философ Роберт Нозик в известной работе «Анархия, государство и
топия» (1974) пишет:
Мы не дети, которым кто-то дал по порции пирога, а теперь заставляет отрезать от нее кусочки в пользу тех, кто оказался обделен. Не существу- ет центрального распределения, человека или группы, наделенных полномо- чиями контроля за всеми ресурсами и совместно решающих, как они будут поделены. Все, что получает каждый индивид, он получает от других в обмен на что-то или в качестве подарка. В свободном обществе разные люди контролируют различные источники ресурсов, а новые холдинги воз- никают за пределами свободного обмена и действий людей.
В то время как утилитаристы и либералы пытаются оценить желательный для бщества уровень справедливости, P. Нозик отрицает возможность самой поста- -эвки такого вопроса.
Либертарианизм —
политическая фило- софия, в соответствии с которой основная обязанность государ- ства — обеспечение наказания преступни- ков и претворения в жизнь доброволь- ных соглашений, но никак не перерас- пределение доходов граждан.
Часть 6. Теория рынка труда
: POВЕРЬТЕ СЕБЯ T -■ ■ н зарабатывает лъше, чем Полин. Чекто предлагает
' южитъ доходы Пэм
i.ioioM, чтобы .Jполнить доход Чолин. Как оценили 'ы это предложение , милитаристы,
чбералы и либертари- : чиы?
Либертарианская альтернатива оценки экономических результатов — оценка процессаих достижения. Если доход получен несправедливым образом -- напри- мер, путем кражи законной собственности — правительство имеет право и обязано наказать преступника. Но до тех пор пока процесс, определяющий распределение дохода, справедлив, справедлив и его результат, вне зависимости от пропорций распределения.
P. Нозик критикует либерализм Дж. Роулса, проводя аналогию между распре- делением доходов и выставлением оценок студентам в колледже. Предположим. вас попросили оценить справедливость оценок по курсу экономике. Вы представи- те себя позади «завесы незнания» и выберете распределение оценок, ничего не зная о талантах и усилиях каждого студента? Или вы предпочтете гарантировать справедливость процесса выставления оценок студентам независимо от их равен- ства или неравенства? По крайней мере в случае с оценками, акцент либертариан- цев на процесс «распределения» трудно подвергнуть сомнению.
Сторонники свободы воли делают вывод, что равенство возможностей первич- но по отношению к равенству доходов. Они полагают, что правительство должно обеспечивать реализацию личных прав граждан, гарантировать равенство возмож- ностей в использовании талантов и достижении успеха. Как только установлены правила игры, правительство не имеет оснований изменять результаты распределе- ния доходов.
|