Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Либерализм
Другое направление философской мысли, избравшей предметом исследования воп- росы равенства членов общества, называется либерализмом. Наиболее полно его положения представлены в книге философа Джона Роулса «Теория справедливо- сти», опубликованной в 1971 г. и быстро завоевавшей репутацию классической работы по политической философии.
Дж. Роулс начинает с того, что институты общества, законы и политика должны быть справедливы. Затем он задает естественный вопрос: как мы, члены общества, можем прийти к согласию относительно понятия справедливости? Может пока- заться, что точка зрения каждого человека в обществе неизбежно основана на его индивидуальных характеристиках — талантлив он или нет, старателен или ленив. образован или невежествен, рожден в богатой или бедной семье. Можем ли мы объективно оценить справедливость общества?
Чтобы ответить на этот вопрос, Дж. Роулс предлагает следующий мысленный эксперимент. Представьте, что еще до нашего рождения мы собрались для разработ- ки правил, которые будут управлять обществом. В этот момент мы ничего не знаем об образе жизни, который каждый из нас будет вести. По словам Дж. Роулса, мы находимся в «исходном пункте» позади «завесы незнания». Именно здесь мы полу- чаем возможность выработать справедливые правила и проанализировать их влия- ние на каждого человека. «Так как все мы собрались в одном месте и никто не имеет возможности предвидеть свое будущее, результатом соглашения или сделки явятся справедливые принципы». Построенные на данном принципе общественная политика и институты позволяют нам объективно оценить степень справедливости политики.
Затем Дж. Роулс рассматривает общественную политику, которая могла быть выработана за «завесой незнания». В частности, он рассматривает оценку справед- ливости системы распределения человеком, не имеющим представления о том, попа- дет ли он в реальной жизни на вершину «пирамиды» доходов, в середину или в ее основание. Дж. Роулс утверждает, что такого человека прежде всего интересовала бы возможность оказаться внизу пирамиды распределения дохода. Следовательно, при разработке общественной политики мы должны преследовать интересы повы- шения благосостояния беднейшего человека. То есть стремиться не к максимиза- ции совокупной полезности (утилитаристы), а к увеличению минимальной полезно- сти. Правило Дж. Роулса называется критерием максимина.
Так как критерий максимина обращает внимание на состояние беднейшего из бедных, он оправдывает общественную политику, направленную на повышение степени равенства распределения дохода. Тем не менее следование критерию мак- симина не означает уравнительного распределения доходов. Если правительство будет стремиться к полному равенству в доходах, исчезнут стимулы к труду т:
глава 20. Распределение доходов
овокупный доход общества существенно сократится, а положение наибеднейшего ндивида ухудшится в еще большей степени. Таким образом, критерий максимина предполагает неравенство в доходах, так как эти различия стимулируют индиви- ; ов к труду, и, следовательно, возможности общества помочь бедным повышаются. Зднако так как в центре философии Дж. Роулса — самые бедные члены обще- ства, она призывает к большему перераспределению доходов, чем утилитаризм.
Взгляды Дж. Роулса дискуссионны, но мысленный эксперимент, который он предлагает, весьма привлекателен. В частности, он позволяет нам рассмотреть пере- распределение доходов как форму социального страхования. То есть с точки рения «исходного места позади завесы незнания» перераспределение доходов ьесьма напоминает политику страхования. Владельцы домов страхуют их от пожа- : а, чтобы защитить себя от риска возгорания жилища. Аналогично, когда мы, как : бщество, выбираем политику налогообложения богатых в пользу бедных, мы пытаемся застраховаться от возможности нищеты. Поскольку человек не прием- лет высокую степень риска, мы должны быть счастливы, что родились в обществе, •оторое обеспечивает нам такое страхование.
Тем не менее не совсем понятно, почему рациональный человек позади «завесы
езнания», чтобы последовать критерию максимина, должен искренне питать отвра-
дение к риску? В действительности, так как человек, который в данный момент
находится в «исходном пункте», должен в конце концов оказаться на одной из
тупеней лестницы распределения доходов, разрабатывая общественную политику,
н может одинаково относиться ко всем возможным результатам. В этом случае
: амая лучшая политика — максимизация средней полезности членов общества, в
г-езультате чего определение справедливости становится скорее утилитаристским, а
-: е либеральным.
|