Изменение доходов потребителя и его выбор
Нормальный товар —
товар, спрос на который по мере увеличения доходов потребителей возрастает.
Теперь, когда мы узнали, как потребитель принимает решение в пользу покупки тех или иных товаров, рассмотрим зависимость их количества от изменения доходов покупателя. Чтобы уточнить параметры нашей задачи, предположим, что доходы потребителя увеличились. В этом случае покупатель получает возможность приоб- рести большее количество обоих товаров. Увеличение доходов приведет к сдвигу бюджетной линии вправо (рис. 21.7). Так как относительная цена товаров остает- ся прежней, наклон линии ограничения бюджета не изменяется и ее новое положе- ние параллельно исходному.
Увеличение финансовых возможностей потребителя позволит ему выбрать луч- шее сочетание количества Pepsi и пиццы. Другими словами, он достигает новой кривой безразличия, расположенной выше прежней. С учетом перехода на новую кривую безразличия, отражающую изменение предпочтений потребителя, и сдвига линии ограничения бюджета, точка потребительского оптимума переместится из положения «начального оптимума» в положение «нового оптимума».
Обратите внимание, что на рис. 21.7 отражено изменение выбора потребителя в сторону увеличения приобретения и Pepsi и пиццы. Хотя логика нашей модели не требует, чтобы при повышении финансовых возможностей покупателя происходи- ло увеличение потребления обоих товаров, данная ситуация встречается в реаль- ной жизни наиболее часто. Мы знаем, что экономисты называют нормальными товарами те, потребление которых увеличивается вместе с ростом доходов поку- пателя (гл. 4). Кривые безразличия, приведенные на рис. 21.7, принадлежат нор- мальным товарам.
Рис. 21.8 отражает ситуацию, когда рост доходов потребителя ведет к увеличе- нию закупок пиццы и сокращению потребления Pepsi. Если рост доходов покупа-
'пава 21. Теория потребительского выбора
Рис. 21.7
ВЛИЯНИЕ РОСТА ДОХОДОВ НА ВЫ- БОР ПОТРЕБИТЕЛЯ Увеличение доходов потребителя отража- ется на графике смещением линии ограничения бюдже- та. Если оба товара относятся к нормаль- ным, то при росте доходов потребитель предпочитает приоб- ретать больше каждого из них. В нашем примере он покупает больше Pepsi и больше пиццы.
теля приводит к сокращению потребности в каком-то товаре, экономисты называ- ют его низшим товаром. На рис. 21.8 приведен случай, когда пицца является нормальным товаром, a Pepsi — низшим товаром.
Большинство товаров являются нормальными, но существуют и такие, которые, как, например, услуги общественного транспорта, относятся к низшим товарам. Потребители с высокими доходами обычно имеют машины и редко пользуются услугами автобуса или трамвая, в отличие от индивидов, имеющих низкие доходы. Поэтому услуги общественного транспорта относятся к низшим благам.
Низший товар —
товар, спрос на который по мере роста доходов потре- бителей снижается.
|