Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эффект дохода и эффект замещения
Эффект дохода—
изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя перехо- дить на более высо- кую или более низкую кривую безразличия.
Эффект замещения— изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя переме- щаться по данной кривой безразличия в точку с новым значе- нием предельной нормы замещения.
| Влияние изменения цены товара на уровень потребления может быть разложено на две составляющие, обусловленные эффектом дохода и эффектом замещения.
Чтобы лучше понять смысл каждого из них, рассмотрим возможные реакции по- требителя на известие о снижении цены на Pepsi. Приведем два варианта его рассуждений.
• «Отличная новость! Теперь, когда цена на Pepsi снизилась, я имею возмож- ность покупать больше Pepsi и больше пиццы»- (Эффект дохода.)
• «Поскольку цена на Pepsi снизилась, я смогу приобретать больше любимого напитка. Так как пицца стала относительно более дорогим товаром, мне следует покупать больше Pepsi и меньше пиццы». (Эффект замещения.)
Какое из этих рассуждений выглядит на ваш взгляд более убедительным?
На самом деле каждое из них содержит рациональное зерно. Снижение цены на Pepsi выгодно потребителю. Если пицца и Pepsi — Нормальные товары, потреби- тель захочет использовать увеличение своей покупательской способности для при- обретения большего количества того и другого продукта. Таким образом, эффект дохода позволяет ему покупать больше пиццы и больше Pepsi. B то же время Pepsi становится относительно дешевле пиццы. Поэтому эффект замещения вы- нуждает потребителя сделать выбор в пользу большего количества Pepsi и мень- шего количества пиццы.
Подведем некоторые итоги. Очевидно, что потребитель будет покупать больше Pepsi, поскольку этому способствует действие обоих эффектов. Однако остается неясным, будет ли покупатель приобретать больше пиццы, так как в этом вопросе влияние эффектов дохода и замещения противоположно. Наши выводы отражены в табл. 21.2.
Таблица 21.2
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭФФЕКТОВ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ ПРИ СНИЖЕНИИ ЦЕНЫ PEPSI
| Мы можем объяснить влияние эффектов дохода и замещения и с помощью кривых безразличия. Эффект дохода проявляется в изменении потребления в результате перехода на новую кривую безразличия, расположенную выше ис- ходной. Эффект замещения отражается в изменении потребления при переме- щении по кривой безразличия в новую точку с другой нормой предельного заме- щения.
Изменение решений потребителя о покупке Pepsi и пиццы под влиянием эф- фекта дохода и эффекта замещения представлено на рис. 21.10. При, снижении цены Pepsi точка, отражающая выбор потребителя, перемещается из положения начального оптимума (точка Л) в новое положение оптимума (точка С). Мы
ТОВАР
| ЭФФЕКТ ДОХОДА
| ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
| ОБЩИЙ ЭФФЕКТ
| Pepsi
| Потребитель становится
| Pepsi становится относительно
| Эффекты дохода и замещения действу-
|
| богаче и покупает больше
| более дешевым товаром, объем
| ют в одном направлении, поэтому
|
| Pepsi
| покупок напитка возрастает
| потребитель покупает больше Pepsi
| Пицца
| Потребитель становится
| Пицца становится сравнитель-
| Эффекты дохода и замещения
|
| богаче и покупает больше
| но дорогим товаром, поэтому
| действуют разнонаправленно,
|
| пиццы
| объем покупок сокращается
| поэтому общий эффект неясен
-л
|
Часть 7. Дополнительная тема для отличников
Рис. 21.10
ВЛИЯНИЕ
ЭФФЕКТОВ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ НА ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ Влияние изменения цены товара может быть разложено на две составляющие, определяемые эффектами дохода и замещения. На нашем графике эффект дохода отражается переме- щением вдоль кривой безразличия /, из точки А в точку S, характеризуемую новым значением предельной нормы замещения. Эффект дохода проявляется в переходе от точки В на кривой безраз- личия /, в точку С на кривой безразличия I2.
имеем возможность условно представить это перемещение как происходящее в два этапа. На первом происходит движение потребителя вдоль исходной кривой без- различия /, из точки Л в точку В. В обеих точках запросы потребителя удовлет- воряются в одинаковой мере, но в точке В предельная норма замещения отражает новое значение относительной цены товаров. На втором этапе потребитель переме- щается из точки В в точку С, принадлежащую кривой безразличия I2, которая находится выше исходной. Хотя точки В и С принадлежат разным кривым безраз- личия, они характеризуются одинаковой нормой предельного замещения, то есть наклон I1 в точке В равен наклону I2 в точке С. Несмотря на то что в действи- тельности потребитель никогда не выберет точку В, эта гипотетическая точка полезна для объяснения влияния на его решение эффектов дохода и замещения. Обратите внимание на то, что переход из точки А в точку В сопровождается только изменением предельной нормы замещения без перемен в материальном бла- госостоянии потребителя. Напротив, перемещение из точки В в точку С сопро- вождается увеличением доходов потребителя без изменения предельной нормы замещения. Таким образом, первый этап отражает влияние эффекта замещения, а второй — эффекта дохода.
|