Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение кривой спроса






Мы только что познакомились с тем, как изменение цены одного товара влияет на
положение бюджетной линии, а значит, и на количество обоих товаров, которое
собирается приобрести покупатель. Кривая спроса любого товара отражает эти
решения потребителя. Как вы помните, кривая спроса демонстрирует влияние цены
товара на уровень спроса. Мы можем рассматривать кривую спроса как графиче-
ское отображение оптимальных решений потребителя, возникающих при анализе
взаимного расположения линии бюджетного ограничения и кривых безразличия.
Например, на рис. 21.11 анализируется спрос на Pepsi. Из графика (а) видно,
что когда цена пинты Pepsi снижается с $ 2 до $ 1, линия ограничения бюджета


Глава 21. Теория потребительского выбора



 



 


 


сдвигается вправо. В силу влияния эффектов дохода и замещения потребление
Pepsi увеличилось с 50 до 150 пинт. График (б) представляет кривую спроса,
построенную на основании решений потребителя. Таким образом, теория потреби-
тельского выбора обеспечивает нам теоретическое обоснование поведения кривой
спроса(гл. 4).

Нам было полезно узнать о том, что кривая спроса определяется теорией потре-
бительского выбора, однако этот результат сам по себе не оправдывает усилий, за-
траченных на ее развитие. Для вывода о том, что поведение потребителей зависит от
изменения рыночных цен, вряд ли необходимы глубокие аналитические исследова-
ния. Но теория потребительского выбора будет для нас очень полезна, так как она
используется для анализа основных факторов поведения домашних хозяйств.

Практическое применение теории потребительского

выбора


 

Рис. 21.11

ПОСТРОЕНИЕ КРИ-
ВОЙ СПРОСА
На графике (а)
показано, что при
снижении цены Pepsi
с $ 2 до $ 1 за пинту,
потребительский
оптимум перемеща-
ется из точки А
в точку В. При этом
количество приобре-
таемой Pepsi возрас-
тает с 50 до 150 пинт.
Кривая спроса на
графике (б) отражает
связь между спросом
на товар и его ценой.


 


Теперь, когда мы познакомились с основами теории потребительского выбора, по-
пытаемся использовать ее для поиска ответов на четыре вопроса о механизме
грункционирования экономики. На первый взгляд они могут показаться никак не
связанными между собой. Но так как поиск ответа на каждый из вопросов вклю-
чает в себя анализ принятия решений на уровне домашних хозяйств, мы использу-
ем знакомую нам модель поведения потребителя.

Все ли кривые спроса имеют нисходящий характер?

Обычно при росте цены на товар покупатели ограничивают его приобретение. В гл. 4
: ы указывали, что такое поведение потребителей — проявление закона спроса. Нис-
одящий характер кривой спроса как раз и отражает эту закономерность.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Нарисуйте линию
ограничения бюджета и
кривые безразличия для
Pepsi и пиццы. Покажи-
те, что произойдет с
линией ограничения
бюджета и точкой
оптимума при увеличе-
нии цены пиццы.
Отметьте изменения,
обусловленные эффек-
том дохода и эффек-
том замещения.


464


Часть 7. Дополнительная тема для отличников


 


«Товары Гиффена»

товары, рост цены на
которые сопровожда-
ется одновременным
увеличением спроса.


Однако экономическая теория допускает существование восходящих кривых
спроса, когда в противоречие закону спроса рост цены на товар ведет к увеличе-
нию
объемов его закупок. Рассмотрим случай, когда потребитель приобретает два
товара — мясо и картофель (рис. 21.12). Исходная бюджетная линия проходит
через точки А к В, а оптимум находится в точке С. Когда цена на картофель
возрастает, линия ограничения бюджета смещается вниз, соединяя точки Л и D;
новый оптимум располагается в точке E. Обратите внимание на то, что увеличение
цены на картофель привело к росту его потребления.

Почему же потребитель столь странным образом реагирует на изменение ситу-
ации? Ответ заключается в том, что картофель относится к низшим товарам.
Возрастание цены на картофель ведет к относительному ухудшению благосостоя-
ния покупателя. Под воздействием эффекта дохода он ограничивает покупки мяса
и увеличивает потребление картофеля. С другой стороны, поскольку картофель
относительно мяса подорожал, эффект замещения подталкивает потребителя к уве-
личению закупок мяса и ограничению покупок картофеля. Однако в нашем случае
влияние эффекта дохода намного сильнее влияния эффекта замещения. В итоге
реакция потребителя на рост цены картофеля выражается в увеличении его заку-
пок и одновременном снижении потребления мяса.

Для описания товаров, по отношению к которым закон спроса теряет силу,
экономисты используют понятие -«товаров Гиффена»-. (Названных так в честь
экономиста Роберта Гиффена, первым исследовавшего это явление). «Товары Гиф-
фена» относятся к низшим товарам, для которых влияние эффекта дохода оказы-
вается сильнее воздействия эффекта замещения. Поэтому кривая спроса на них
имеет восходящий характер.

Какие реальные товары являются «товарами Гиффена»? Некоторые историки
предполагают, что к ним действительно можно было отнести картофель во времена
массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии. В те времена
картофель составлял заметную часть в рационе ирландцев, поэтому увеличение его
стоимости привело к росту влияния эффекта дохода. Население реагировало на
снижение жизненного уровня сокращением покупки мяса, считавшегося деликатесом,
и увеличением потребления картофеля, неизменно входившего в повседневное меню



Рис. 21.12

«ТОВАРЫ ГИФФЕНА»
Данный пример
показывает, что при
росте цены на карто-
фель происходит
смещение потреби-
тельского оптимума
из точки С в точку E.
Реакция потребители
на повышение цены
заключается в огра-
ничении покупок
мяса и увеличении
потребления карто-
феля.


Глава 21. Теория потребительского выбора



среднего ирландца. Впрочем, утверждение о том, что именно рост цены на картофель
вызвал повышение спроса на этот продукт, выглядит достаточно спорным.

Вне зависимости от правдоподобности этого исторического примера можно с
уверенностью сказать, что «товары Гиффена» встречаются очень редко, так как
теория потребительского выбора предполагает, что кривая спроса имеет восходя-
щий характер. Случаи, подобные только что рассмотренному, настолько нетипичны,
что мы считаем закон спроса таким же надежным, как и любой другой экономиче-
ский закон.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал