Изменения цен и потребительский выбор
Используем нашу модель для того, чтобы узнать, как воздействует на выбор по- требителя изменение цены одного из товаров. Допустим, что цена пинты Pepsi снизилась с $ 2 до $ 1. Логично предположить, что покупательская способность потребителя возрастает. Другими словами, уменьшение цены одного из товаров вызывает сдвиг линии ограничения бюджета вправо.
Рассмотрим ситуацию более подробно (рис. 21.9). Предположим, что потре- битель тратит весь свой доход ($ 1 тыс.) на пиццу. Тогда новая цена Pepsi никак не отразится на количестве приобретаемых им товаров (положение точки А не изменится). Если предположить, что потребитель использует весь свой доход на приобретение Pepsi, он получает возможность увеличить покупки напитка в два раза (приобрести 1000, а не 500 пинт). В этом случае точка пересечения линии ограничения бюджета с вертикальной осью сместится из положения В в положе- ние D.
Обратите внимание, что при сдвиге бюджетной линии вправо произошло измене- ние ее наклона. (В этом и состоит отличие данной ситуации от той, когда при росте доходов потребителя цены на товары оставались неизменными.) Мы знаем, что наклон линии ограничения бюджета отражает относительную цену товаров (в на- шем примере Pepsi и пиццы). Поскольку цена пинты Pepsi упала с $ 2 до $ 1, а цена
Часть 7. Дополнительная тема для отличников
Рис. 21.8
НИЗШИЕ ТОВАРЫ Товары, объем приоб- ретения которых по мере роста доходов потребителя сокра- щается, называются низшими товарами. В нашем примере к ним относится Pepsi. Когда доходы потре- бителя растут, линия ограничения бюджета сдвигается вправо. Потребитель покупа- ет больше пиццы и меньше Pepsi.
Рис. 21.9
ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕ- НИЯ ЦЕНЫ ТОВАРА НА ВЫБОР ПОТРЕ- БИТЕЛЯ
Когда цена на Pepsi снижается, линия ограничения бюджета сдвигается вправо, а ее наклон увеличива- ется. Выбор потреби- теля смещается от начального положе- ния оптимума к новому, который определяет измене- ние объемов покупки обоих видов товаров. В нашем примере потребление Pepsi увеличилось, а потребление пиццы сократилось.
пиццы осталась на прежнем уровне в $ 10, у потребителя появилась возможность заменять одну пиццу не 5, а 10 пинтами Pepsi, и наклон бюджетной линии увеличи- вается.
Как изменение положения линии ограничения бюджета повлияет на приобрете- ние того или иного товара, зависит от вкусов потребителя. В нашем примере он предпочел покупать больше Pepsi и меньше пиццы.
Глава 21. Теория потребительского выбора 461
|