Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование. Для достижения устойчивого экономического роста роль образования, по сути представляющего собой инвестиции в человеческий капитал
Для достижения устойчивого экономического роста роль образования, по сути представляющего собой инвестиции в человеческий капитал, важна ничуть не меньше, чем новые вложения в капитал физический. В Соединенных Штатах, по данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату работника в среднем на 10 %. В менее развитых государствах, где дефицит челове- ческого капитала ощущается особенно остро, разница в оплате высококвалифици- рованных профессионалов и работников низкой квалификации еще более сущест- венна. Таким образом, одно из направлений внутренней политики, направленной на повышение уровня жизни, — развитие системы школ и других учебных заведе- ний и поощрение стремления населения к получению образования.
Инвестиции в человеческий капитал, подобно вложениям в капитал физический, связаны с издержками упущенных возможностей (альтернативными издержками). Например, старшеклассники, посещающие школу, фактически отказываются от зар- платы, которую они могли бы получать на работе. В слаборазвитых странах, не- смотря на очевидные выгоды получения образования, дети нередко вынуждены бросать школу уже в раннем возрасте и искать работу, чтобы оказать материаль- ную помощь своим семьям.
Некоторые ученые утверждают, что человеческий капитал особенно важен для экономического подъема, поскольку сопровождается положительными внешними
526 ____________________________________________ Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде
эффектами. Внешний эффект — косвенный результат действий индивида, сказы- вающийся на благосостоянии окружающих. Например, высококвалифицирован- ный специалист может выдвинуть новые идеи по совершенствованию производ- ства товаров и услуг. Когда эти идеи становятся всеобщим достоянием, ими имеет возможность воспользоваться каждый попавший в сферу положительного внешне- го воздействия образования.
Нередко слаборазвитые страны сталкиваются с так называемой «утечкой моз- гов» — эмиграцией наиболее квалифицированных специалистов в страны с высо- ким уровнем жизни. Если человеческий капитал действительно обладает внешни- ми эффектами, «утечка мозгов» приведет к дальнейшему ухудшению положения страны, которую покидают наиболее квалифицированные работники. Эта пробле- ма порождает немалые трудности для политиков. С одной стороны, США облада- ют лучшей системой высшего образования, поэтому правительства заинтересован- ных стран могли бы посылать лучших студентов на учебу в Америку. С другой стороны, нет никаких гарантий, что, проучившись несколько лет за границей, моло- дой специалист не захочет остаться там работать, что уменьшит и без того невысо- кий человеческий капитал его родной страны.
|