Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование. Для достижения устойчивого экономического роста роль образования, по сути представляющего собой инвестиции в человеческий капитал






Для достижения устойчивого экономического роста роль образования, по сути
представляющего собой инвестиции в человеческий капитал, важна ничуть
не меньше, чем новые вложения в капитал физический. В Соединенных Штатах,
по данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату
работника в среднем на 10 %. В менее развитых государствах, где дефицит челове-
ческого капитала ощущается особенно остро, разница в оплате высококвалифици-
рованных профессионалов и работников низкой квалификации еще более сущест-
венна. Таким образом, одно из направлений внутренней политики, направленной
на повышение уровня жизни, — развитие системы школ и других учебных заведе-
ний и поощрение стремления населения к получению образования.

Инвестиции в человеческий капитал, подобно вложениям в капитал физический,
связаны с издержками упущенных возможностей (альтернативными издержками).
Например, старшеклассники, посещающие школу, фактически отказываются от зар-
платы, которую они могли бы получать на работе. В слаборазвитых странах, не-
смотря на очевидные выгоды получения образования, дети нередко вынуждены
бросать школу уже в раннем возрасте и искать работу, чтобы оказать материаль-
ную помощь своим семьям.

Некоторые ученые утверждают, что человеческий капитал особенно важен для
экономического подъема, поскольку сопровождается положительными внешними


526 ____________________________________________ Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде

эффектами. Внешний эффект — косвенный результат действий индивида, сказы-
вающийся на благосостоянии окружающих. Например, высококвалифицирован-
ный специалист может выдвинуть новые идеи по совершенствованию производ-
ства товаров и услуг. Когда эти идеи становятся всеобщим достоянием, ими имеет
возможность воспользоваться каждый попавший в сферу положительного внешне-
го воздействия образования.

Нередко слаборазвитые страны сталкиваются с так называемой «утечкой моз-
гов»
— эмиграцией наиболее квалифицированных специалистов в страны с высо-
ким уровнем жизни. Если человеческий капитал действительно обладает внешни-
ми эффектами, «утечка мозгов» приведет к дальнейшему ухудшению положения
страны, которую покидают наиболее квалифицированные работники. Эта пробле-
ма порождает немалые трудности для политиков. С одной стороны, США облада-
ют лучшей системой высшего образования, поэтому правительства заинтересован-
ных стран могли бы посылать лучших студентов на учебу в Америку. С другой
стороны, нет никаких гарантий, что, проучившись несколько лет за границей, моло-
дой специалист не захочет остаться там работать, что уменьшит и без того невысо-
кий человеческий капитал его родной страны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал