Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практикум. В чем причины массового голода?






В чем причины массового голода?

Голод — проблема, с которой постоянно сталкиваются слаборазвитые страны.
Практически каждый месяц на телеэкранах появляются репортажи о милли-
онах людей, страдающих от недоедания. Подобные трагедии остаются в числе
самых острых проблем современности.

Проще всего было бы представить дело так, что нехватка продовольствия
з этих странах возникает вследствие избыточности населения. Однако предпо-
ложение о том, что снижение темпов рождаемости приведет к увеличению



Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном период


 


Новости

ДЖ. САКС ПРЕДЛАГАЕТ

РЕЦЕПТ РЕШЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

АФРИКИ

Известный ученый-экономист Джеффри
Сакс работал консультантом прави-
тельств ряда государств, ищущих пути ре-
формирования национальных экономик и
выхода на траекторию роста. За по-
следнее десятилетие он оказывал помощь
таким странам, как Боливия, Польша и
Россия. Дж. Сакс постоянно критикует
деятельность Мирового банка и Меж-
дународного валютного фонда, органи-
заций, предоставляющих деньги и кон-
сультационные услуги развивающимся
странам. В приведенной статье рассма-
триваются пути выхода африканских
стран из состояния перманентной бед-
ности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

АФРИКАНСКИХ СТРАН ВПОЛНЕ

РЕАЛЕН

Джеффри Сакс

В одной старой притче рассказывается
о крестьянине, у которого стали дохнуть
куры. Бедный крестьянин, не зная, как
ему справиться с напастью, обратился за
советом к священнику, и получил ответ:
«Молись Богу». Крестьянин последовал
совету, но куры продолжали дохнуть.
Тогда священник предложил, чтобы в
курятнике постоянно играла музыка, но


кур оставалось все меньше. Подумав еще,
священнослужитель посоветовал кресть-
янину перекрасить курятник. Когда не
осталось ни одной курицы, священник
с негодованием воскликнул: «Неблаго-
дарные! Я ведь дал так много хороших
советов!»

Похожая ситуация сложилась после
распада колониальной системы. Моло-
дые африканские государства с надеж-
дой поглядывали в сторону стран-доно-
ров (обычно, прежних метрополий) и на
международные финансовые организа-
ции, ожидая от них рецептов экономи-
ческого роста. Однако катастрофический
рост внешней задолженности поставил
их на грань банкротства, дав новый виток
бесконечному процессу консультаций
и встреч с представителями Мирово-
го банка и Международного валютно-
го фонда (МВФ).

Вслед за священником из притчи
так и хочется воскликнуть: «Неблаго-
дарные! Столько хороших советов и
никаких результатов!» Действительно,
за период 1978-1987 гг. ВВП на ду-
шу населения в Африке сократился на
0, 7 % и на 0, 6 % в следующие 7 лет.
Небольшой рост в 0, 6 % был достиг-
нут в 1995 г., но он оказался гораздо
ниже достижений других развиваю-
щихся стран.

Никто не рискнул бы возлагать от-
ветственность за эти неутешительные
результаты на Мировой банк и МВФ,
если бы в Африке отсутствовали пред-
посылки подъема, наблюдаемого в стра-
нах других континентов, или причины
ее затянувшегося экономического не-
благополучия представляли бы собой


неразрешимую загадку. Однако стат~
стические данные указывают на то, ч-
низкие показатели роста могут бъ~:
объяснены, если мы проанализируем р.-;
экономических факторов, некоторые; •
которых подвержены влиянию полита
ческих решений.
К ним относятся:

• уровень доходов населения, рост к'
торого происходит в бедных стр
нах быстрее, чем в богатых;

• рыночные преобразования экономи-
ки, включая снятие ограничений в:
внешней торговле, либерализации
внутреннего рынка, развитие пр: -
цессов приватизации государст-
венной собственности, защита пра=
частной собственности, снижен/::
предельных ставок налогов;

• скорость роста сбережений населе-
ния, которая, в свою очередь, зависк-
от темпов изменения государстве: -
ных сбережений;

• географическая и отраслевая стру-
тура экономики.

Изучение этих факторов позволяв-
объяснить причины затянувшегося от-
ставания африканских стран. В то вре
мя как в условиях низких доходов нас: -
ления их рост, в силу эффекта «быстро:
старта», должен быть весьма существен-
ным, ситуация складывается с точк: -
стью до наоборот, что во многом объя
няется наличием высоких таможеннь; -
барьеров, невыносимых ставок налогов
низким уровнем внутренних сбережеки--
и неблагоприятными природно-геогр; -
фическими условиями, в частности от-
сутствием у 15 из 53 стран выхода •
морю.


среднедушевого потребления продуктов питания, а значит, и станет надежным
средством против рецидивов массового голода, не всегда верно.

Оказывается, что во многих случаях нехватка продовольствия обусловлена
не только его недостаточным производством, но и неправильным распределе-
нием. Другими словами, имеющиеся продукты питания не всегда поступают к
тем, кто в них остро нуждается. Причинами неэффективного распределения
могут быть как политическая нестабильность, так и недостаточная охрана прав
собственности. Ярким примером подобной ситуации служат события в Сомали
в начале 1990-х гг. Гражданская война, вызвавшая непрекращающиеся воору-
женные столкновения соперничающих группировок, сделала невозможной до-
ставку гуманитарной помощи в районы, охваченные массовым голодом. В итоге
президент США Дж. Буш был вынужден направить в Сомали американские
войска для установления контроля за распределением продовольствия.


" лава 24. Произаодство и экономический рост



 


Но если отдельные аспекты внутрен-
ней политики африканских государств
тормозят экономическое развитие, поче-
му же они продолжают существовать?
I кторические предпосылки антирыноч-
мой ориентации многих государств до-
„таточно очевидны. После более чем
чекового периода колониального гнета
освободившиеся государства относятся
к свободной торговле и к иностранному
капиталу как к угрозе национальному
суверенитету. Подобно Сукарно в Ин-
донезии, Дж. Неру в Индии и X. Перону
з Аргентине, они придерживаются прин-
ципов «экономической независимости» и
«руководящей роли государства», вклю-
чая правительственный контроль над
многими отраслями промышленности.
В результате большинство африканских
стран добровольно оказались в услови-
ях экономической изоляции.

Еще в 1755 г. Адам Смит высказал
широко известную мысль о том, что «для
перехода государства из состояния дре-
мучего варварства к высшим ступеням
развития требуется не так уж много
условий помимо внутреннего мира, нео-
бременительных налогов и соблюдения
законности». Посмотрим, как обстоит
дело с выполнением этих условий в Аф-
рике. Конечно, обеспечить мир совсем
непросто, однако сегодня условия для
его установления все же более благо-
приятны, чем представляются в сооб-
щениях прессы. Несколько крупномас-
штабных конфликтов, опустошавших
континент, удалось погасить, остальные
близки к завершению. Решение проблем
Либерии, Руанды и Сомали шло бы бы-
стрее, если бы Запад оказал поддержку


миротворческим усилиям других афри-
канских государств.

В «необременительных налогах» так-
же заинтересованы МВФ и Мировой
банк. Однако в этом вопросе поведение
МВФ выглядит преступно небрежным,
если не беззаконным. Все африканские
государства нуждаются в реформи-
ровании налоговой системы, поскольку
разумное налогообложение — важней-
шее условие развития международной
торговли, а ее рост во многом зависит
от успехов интеграции в международ-
ное экономическое сообщество. Афри-
ка легко покончит с добровольной са-
моизоляцией от мировых рынков, если
уменьшит таможенные тарифы и экс-
портные пошлины на сельскохозяйствен-
ную продукцию. Налоги с доходов кор-
пораций также должны быть снижены с
сегодняшних 40% до 20%-30%, как в
быстроразвивающихся странах Азии.
Знание высказывания Адама Смита о
важности соблюдения законности не
приводит к автоматическому ее укре-
плению. Ключевой момент усиления
власти закона — либерализация рын-
ка. Свободная торговля, конвертиру-
емость валюты и укрепление позиций
частного бизнеса в значительной мере
выбивают почву из-под ног коррумпи-
рованного чиновничества и позволяют
правительству сконцентрировать уси-
лия на вопросах государственного
строительства, стабилизации курса на-
циональной валюты, укрепления право-
судия, развития общественного здра-
воохранения и образования.

Но все это будет возможно только в
том случае, если правительству удастся


свести государственные расходы к необ-
ходимому минимуму. Азиатские страны
показали пример того, что расходы мо-
гут быть ограничены 20 % ВВП (в Ки-
тае этот показатель составляет 13 %).
В частности расходы на образование со-
ставляют примерно 5 % ВВП, на здра-
воохранение 3 %, на работу госаппарата
2 %, на содержание армии и полиции 3 %
ВВП. Государственные инвестиции мо-
гут достигать уровня 5 % ВВП при усло-
вии, что частный сектор возьмет на себя
финансирование развития системы теле-
коммуникаций, портовых сооружений и
объектов энергетики.

Подобная схема бюджета исключа-
ет многие виды государственных рас-
ходов. В частности, социальная сфера
финансируется в ней лишь по двум ста-
тьям — образования и здравоохране-
ния (хотя, на мой взгляд, доля каждой
из них должна повыситься до 8 %
ВВП). Отменяются все субсидии час-
тным фирмам и посредническим орга-
низациям, а также дотации на питание
и оплату жилья для городских рабо-
чих. Но что особенно важно, в этом
бюджете не заложена оплата процентов
по иностранным займам. Такой подход
необходим, поскольку большинство аф-
риканских стран неплатежеспособны и
для создания благоприятных стар-
товых условий экономического роста
наряду с внутренними реформами не-
обходимо снижение их внешних дол-
говых обязательств.

Источник: «Economist», June 29,
1996.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал