Практикум. В чем причины массового голода?
В чем причины массового голода?
Голод — проблема, с которой постоянно сталкиваются слаборазвитые страны. Практически каждый месяц на телеэкранах появляются репортажи о милли- онах людей, страдающих от недоедания. Подобные трагедии остаются в числе самых острых проблем современности.
Проще всего было бы представить дело так, что нехватка продовольствия з этих странах возникает вследствие избыточности населения. Однако предпо- ложение о том, что снижение темпов рождаемости приведет к увеличению
Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном период
Новости
ДЖ. САКС ПРЕДЛАГАЕТ
РЕЦЕПТ РЕШЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
АФРИКИ
Известный ученый-экономист Джеффри Сакс работал консультантом прави- тельств ряда государств, ищущих пути ре- формирования национальных экономик и выхода на траекторию роста. За по- следнее десятилетие он оказывал помощь таким странам, как Боливия, Польша и Россия. Дж. Сакс постоянно критикует деятельность Мирового банка и Меж- дународного валютного фонда, органи- заций, предоставляющих деньги и кон- сультационные услуги развивающимся странам. В приведенной статье рассма- триваются пути выхода африканских стран из состояния перманентной бед- ности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
АФРИКАНСКИХ СТРАН ВПОЛНЕ
РЕАЛЕН
Джеффри Сакс
В одной старой притче рассказывается о крестьянине, у которого стали дохнуть куры. Бедный крестьянин, не зная, как ему справиться с напастью, обратился за советом к священнику, и получил ответ: «Молись Богу». Крестьянин последовал совету, но куры продолжали дохнуть. Тогда священник предложил, чтобы в курятнике постоянно играла музыка, но
кур оставалось все меньше. Подумав еще, священнослужитель посоветовал кресть- янину перекрасить курятник. Когда не осталось ни одной курицы, священник с негодованием воскликнул: «Неблаго- дарные! Я ведь дал так много хороших советов!»
Похожая ситуация сложилась после распада колониальной системы. Моло- дые африканские государства с надеж- дой поглядывали в сторону стран-доно- ров (обычно, прежних метрополий) и на международные финансовые организа- ции, ожидая от них рецептов экономи- ческого роста. Однако катастрофический рост внешней задолженности поставил их на грань банкротства, дав новый виток бесконечному процессу консультаций и встреч с представителями Мирово- го банка и Международного валютно- го фонда (МВФ).
Вслед за священником из притчи так и хочется воскликнуть: «Неблаго- дарные! Столько хороших советов и никаких результатов!» Действительно, за период 1978-1987 гг. ВВП на ду- шу населения в Африке сократился на 0, 7 % и на 0, 6 % в следующие 7 лет. Небольшой рост в 0, 6 % был достиг- нут в 1995 г., но он оказался гораздо ниже достижений других развиваю- щихся стран.
Никто не рискнул бы возлагать от- ветственность за эти неутешительные результаты на Мировой банк и МВФ, если бы в Африке отсутствовали пред- посылки подъема, наблюдаемого в стра- нах других континентов, или причины ее затянувшегося экономического не- благополучия представляли бы собой
неразрешимую загадку. Однако стат~ стические данные указывают на то, ч- низкие показатели роста могут бъ~: объяснены, если мы проанализируем р.-; экономических факторов, некоторые; • которых подвержены влиянию полита ческих решений. К ним относятся:
• уровень доходов населения, рост к' торого происходит в бедных стр нах быстрее, чем в богатых;
• рыночные преобразования экономи- ки, включая снятие ограничений в: внешней торговле, либерализации внутреннего рынка, развитие пр: - цессов приватизации государст- венной собственности, защита пра= частной собственности, снижен/:: предельных ставок налогов;
• скорость роста сбережений населе- ния, которая, в свою очередь, зависк- от темпов изменения государстве: - ных сбережений;
• географическая и отраслевая стру- тура экономики.
Изучение этих факторов позволяв- объяснить причины затянувшегося от- ставания африканских стран. В то вре мя как в условиях низких доходов нас: - ления их рост, в силу эффекта «быстро: старта», должен быть весьма существен- ным, ситуация складывается с точк: - стью до наоборот, что во многом объя няется наличием высоких таможеннь; - барьеров, невыносимых ставок налогов низким уровнем внутренних сбережеки-- и неблагоприятными природно-геогр; - фическими условиями, в частности от- сутствием у 15 из 53 стран выхода • морю.
среднедушевого потребления продуктов питания, а значит, и станет надежным средством против рецидивов массового голода, не всегда верно.
Оказывается, что во многих случаях нехватка продовольствия обусловлена не только его недостаточным производством, но и неправильным распределе- нием. Другими словами, имеющиеся продукты питания не всегда поступают к тем, кто в них остро нуждается. Причинами неэффективного распределения могут быть как политическая нестабильность, так и недостаточная охрана прав собственности. Ярким примером подобной ситуации служат события в Сомали в начале 1990-х гг. Гражданская война, вызвавшая непрекращающиеся воору- женные столкновения соперничающих группировок, сделала невозможной до- ставку гуманитарной помощи в районы, охваченные массовым голодом. В итоге президент США Дж. Буш был вынужден направить в Сомали американские войска для установления контроля за распределением продовольствия.
" лава 24. Произаодство и экономический рост
Но если отдельные аспекты внутрен- ней политики африканских государств тормозят экономическое развитие, поче- му же они продолжают существовать? I кторические предпосылки антирыноч- мой ориентации многих государств до- „таточно очевидны. После более чем чекового периода колониального гнета освободившиеся государства относятся к свободной торговле и к иностранному капиталу как к угрозе национальному суверенитету. Подобно Сукарно в Ин- донезии, Дж. Неру в Индии и X. Перону з Аргентине, они придерживаются прин- ципов «экономической независимости» и «руководящей роли государства», вклю- чая правительственный контроль над многими отраслями промышленности. В результате большинство африканских стран добровольно оказались в услови- ях экономической изоляции.
Еще в 1755 г. Адам Смит высказал широко известную мысль о том, что «для перехода государства из состояния дре- мучего варварства к высшим ступеням развития требуется не так уж много условий помимо внутреннего мира, нео- бременительных налогов и соблюдения законности». Посмотрим, как обстоит дело с выполнением этих условий в Аф- рике. Конечно, обеспечить мир совсем непросто, однако сегодня условия для его установления все же более благо- приятны, чем представляются в сооб- щениях прессы. Несколько крупномас- штабных конфликтов, опустошавших континент, удалось погасить, остальные близки к завершению. Решение проблем Либерии, Руанды и Сомали шло бы бы- стрее, если бы Запад оказал поддержку
миротворческим усилиям других афри- канских государств.
В «необременительных налогах» так- же заинтересованы МВФ и Мировой банк. Однако в этом вопросе поведение МВФ выглядит преступно небрежным, если не беззаконным. Все африканские государства нуждаются в реформи- ровании налоговой системы, поскольку разумное налогообложение — важней- шее условие развития международной торговли, а ее рост во многом зависит от успехов интеграции в международ- ное экономическое сообщество. Афри- ка легко покончит с добровольной са- моизоляцией от мировых рынков, если уменьшит таможенные тарифы и экс- портные пошлины на сельскохозяйствен- ную продукцию. Налоги с доходов кор- пораций также должны быть снижены с сегодняшних 40% до 20%-30%, как в быстроразвивающихся странах Азии. Знание высказывания Адама Смита о важности соблюдения законности не приводит к автоматическому ее укре- плению. Ключевой момент усиления власти закона — либерализация рын- ка. Свободная торговля, конвертиру- емость валюты и укрепление позиций частного бизнеса в значительной мере выбивают почву из-под ног коррумпи- рованного чиновничества и позволяют правительству сконцентрировать уси- лия на вопросах государственного строительства, стабилизации курса на- циональной валюты, укрепления право- судия, развития общественного здра- воохранения и образования.
Но все это будет возможно только в том случае, если правительству удастся
свести государственные расходы к необ- ходимому минимуму. Азиатские страны показали пример того, что расходы мо- гут быть ограничены 20 % ВВП (в Ки- тае этот показатель составляет 13 %). В частности расходы на образование со- ставляют примерно 5 % ВВП, на здра- воохранение 3 %, на работу госаппарата 2 %, на содержание армии и полиции 3 % ВВП. Государственные инвестиции мо- гут достигать уровня 5 % ВВП при усло- вии, что частный сектор возьмет на себя финансирование развития системы теле- коммуникаций, портовых сооружений и объектов энергетики.
Подобная схема бюджета исключа- ет многие виды государственных рас- ходов. В частности, социальная сфера финансируется в ней лишь по двум ста- тьям — образования и здравоохране- ния (хотя, на мой взгляд, доля каждой из них должна повыситься до 8 % ВВП). Отменяются все субсидии час- тным фирмам и посредническим орга- низациям, а также дотации на питание и оплату жилья для городских рабо- чих. Но что особенно важно, в этом бюджете не заложена оплата процентов по иностранным займам. Такой подход необходим, поскольку большинство аф- риканских стран неплатежеспособны и для создания благоприятных стар- товых условий экономического роста наряду с внутренними реформами не- обходимо снижение их внешних дол- говых обязательств.
Источник: «Economist», June 29, 1996.
|