Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И долгосрочного периодов развития экономики






В предыдущих главах мы рассматривали теории, призванные объяснить факто-
ры, определяющие наиболее важные макроэкономические переменные. В гл. 24
мы проанализировали уровень и рост производительности труда и реального объе-
ма ВВП; в гл. 25 — рассмотрели изменение реальной нормы процента, уравнове-
шивающей сбережения и инвестиции; в гл. 26 — обсудили причины безработицы;
в гл. 27 и 28 — проанализировали денежную систему государства и узнали, как
изменения предложения денег влияют на уровень цен, темпы инфляции и номи-
нальную ставку процента; в гл. 29 и 30 — распространили наш анализ на откры-
тую экономику, чтобы объяснить понятия торгового баланса и обменного курса
валют.

Наш предыдущий анализ базировался на двух связанных между собой идеях —
классической дихотомии и нейтральности денег. Вспомним, что классическая дихо-
томия есть разделение экономических показателей на реальные переменные (нату-
ральные показатели или относительные цены) и номинальные переменные (стоимо-
стные показатели). Согласно классической макроэкономической теории, изменения
предложения денег воздействуют на номинальные, но никак не на реальные перемен-
ные. Основываясь на положении о нейтральности денег, мы исследовали определяю-
щие факторы реальных переменных (реальный объем ВВП, реальная норма процента
и уровень безработицы), абстрагируясь от номинальных переменных типа предло-
жения денег и уровня цен (гл. 24, 25 и 26).

Насколько адекватны допущения классической макроэкономической теории
реальной действительности? Ответ на этот вопрос имеет решающее значение для
понимания функционирования экономики: большинство экономистов полагают,
что классическая теория описывает экономику в долгосрочном периоде,
но никак не на краткосрочном отрезке времени.
Если мы рассматриваем временной
промежуток в несколько лет, изменения предложения денег воздействуют на цены
и другие номинальные показатели, но не влияют на реальный объем ВВП, уровень
безработицы или другие реальные переменные. Но на краткосрочных отрезках


68t)


Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде


 


Модель совокупного
спроса и совокуп-
ного предложения

модель, используе-
мая большинством
экономистов для
объяснения кратко-
срочных колебаний
экономической
активности в соответ-
ствии с долгосрочной
тенденцией развития.

Кривая совокупного
спроса

кривая, показываю-
щая количество
товаров и услуг,
которое домашние
хозяйства, фирмы и
правительство жела-
ли бы приобрести
при каждом данном
уровне цен.

Кривая совокупного
предложения

кривая, отражающая
объем товаров и
услуг, производимый
и реализуемый
фирмами при каждом
данном уровне цен.

Рис. 31.2

СОВОКУПНЫЙ
СПРОС

И СОВОКУПНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Экономисты исполь-
зуют модель совокуп-
ного спроса и сово-
купного предложения
для анализа кратко-
срочных колебаний
в экономике.
На вертикальной оси
откладывается общий
уровень цен,
на горизонтальной
оси — общий объем
производимых
в экономике товаров
и услуг. Объем
выпуска и уровень
цен устанавливаются
в точке, в которой
кривая совокупного
предложения и
кривая совокупного
спроса пересекаются.


экономического времени предположение о нейтральности денег не соответствует дей-
ствительности. Большинство экономистов полагают, что в краткосрочном периоде
реальные и номинальные переменные в высшей степени «переплетены» между собой.
Таким образом, мы нуждаемся в новой модели, позволяющей описать экономи-
ческие реалии в краткосрочном периоде. При ее построении мы будем использо-
вать многие из инструментов, разработанных нами в предыдущих главах, но нам
придется отказаться от классической дихотомии и положения о нейтральности денег.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал