Внешнеторговая политика
внешнеторговая лолитика — государ- ственная политика, непосредственно влияющая на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.
Внешнеторговая политика — политика государства, непосредственно влияю- щая на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. К наиболее распространенным формам внешнеторговой политики относятся установление по- шлин, то есть фактического налога на импортируемую продукцию, и введение импортных квот, то есть ограничение объемов иностранных товаров, которые могут быть проданы внутри страны (гл. 9). Иногда проводимая страной торго- вая политика носит завуалированный характер. Например, американское прави- тельство нередко оказывает давление на японских производителей автомобилей с целью вынудить их снизить количество экспортируемых в США автомашин. Эти так называемые добровольные экспортные ограничения на самом деле вовсе не являются добровольными и по сути представляют собой ту же импортную квоту.
Давайте рассмотрим макроэкономические последствия различных видов внеш- неторговой политики. Предположим, что представители американской автомобиль- ной промышленности, обеспокоенные конкуренцией со стороны японских компаний, убеждают правительство США установить квоту на импортируемые из Японии авто- машины. Добиваясь принятия такого решения, лоббисты американской автомо- бильной индустрии заявляют, что данное ограничение приведет к сокращению внешнеторгового дефицита США. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос, полученный с помощью нашей модели, проиллюстрирован рис. 30.6.
На первом этапе нашего анализа внешнеторговой политики необходимо опреде- лить, на график какой переменной она окажет непосредственное воздействие. Очевидно, что введение импортных ограничений скажется именно на импорте.
лава 30. Макроэкономическая теория открытой экономики
Чистые
иностранные
инвестиции
| Предложение
1. Введение импортной квоты увеличивает спрос не долперы...
| Количество заемных средств
Рис. 30.6
РЕЗУЛЬТАТЫ ВВЕДЕНИЯ ИМПОРТНОЙ КВОТЫ
2....и вызывает увеличение их валютного курсе
| (в) Рынок обмена иностранной валюты
| < огда американское правительство устанавливает квоту на импорт япон- ских автомобилей, это никак на отража- ется на рынке заемных средств (гра- фик (а)) и не сказывается на состоянии чистых инвестиций (график (б)). Един- ственный результат этой внешнеторго- вой политики — рост чистого экспорта (равного разнице между экспортом и импортом) при любом значении реального обменного курса. В резуль- тате спрос на доллары на рынке обмена иностранной валюты увеличит- ся, что отражено на графике (в) сдви- гом кривой спроса из положения D1 в положение D2, Возрастание спроса на доллары приведет к росту валютного курса от значения E1 до E2. Рост валютного курса доллара вызовет снижение чистого экспорта, компенси- руя, таким образом, воздействие импортной квоты на внешнеторговый баланс.
Поскольку чистый экспорт равен разнице экспорта и импорта, ограничительная политика отразится и на чистом экспорте. Так как чистый экспорт — источник спроса на доллары на рынке обмена иностранной валюты, данная политика изменит положение кривой спроса этого рынка.
Второй этап исследования требует ответа на вопрос, каким образом произойдет сдвиг кривой спроса. Так как установление квоты ограничивает количество про- даваемых в США японских автомобилей, она вызовет сокращение импорта при любом значении реального обменного курса. Чистый экспорт, равный разнице экспорта и импорта, возрастет при любом значении реального обменного курса. Так как иностранцам понадобятся доллары для оплаты американского чистого
_____________________ Часть 11. Макроэкономический анализ открытой экономики
экспорта, спрос на них на рынке обмена валюты возрастет. Увеличение спроса на доллары отражено на графике (в) сдвигом кривой спроса из положения D1 в положение D2.
Третий этап исследования состоит в сравнении исходного и нового положений равновесия. Как следует из графика (в), увеличение спроса на доллары увеличива- ет их обменный курс от значения £, до E2. Поскольку на рынке заемных средств (график (а)) не произошло никаких изменений, процентная ставка осталась на прежнем уровне. Не изменилось и значение чистых иностранных инвестиций (гра- фик (б)). Так как чистые инвестиции остались на прежнем уровне, значение чисто- го экспорта также осталось неизменным, даже несмотря на то, что введение квоты привело к сокращению импорта.
Причина, по которой чистый экспорт сохраняет свое прежнее значение при снижении импорта, объясняется изменением реальной процентной ставки. Когда на рынке обмена валюты происходит рост валютного курса доллара, американские товары, в сравнении с иностранными, становятся относительно дороже. Увеличе- ние валютного курса стимулирует импорт и делает менее привлекательным экс- порт, а обе эти тенденции работают на компенсацию роста чистого экспорта, выз- ванного введением квоты. В результате введение импортной квоты приводит к снижению как импорта, так и экспорта, но чистый экспорт (разница между экспор- том и импортом) остается неизменным.
Таким образом, мы пришли к удивительному выводу: внешнеторговая поли- тика не влияет на внешнеторговый баланс. Другими словами, внешнеторговая политика, непосредственно влияющая на экспорт или импорт, не изменяет значе- ние чистого экспорта. Этот вывод покажется менее удивительным, если мы вспом- ним известное нам тождество:
NX = NFI = S- I.
Чистый экспорт равен чистым иностранным инвестициям, которые равняются раз- ности национальных сбережений и внутренних инвестиций. Различные виды внеш- неторговой политики не изменяют торговый баланс, потому что они не влияют на национальные сбережения или внутренние инвестиции. На данном уровне нацио- нальных сбережений и внутренних инвестиций реальный обменный курс поддержи- вает равновесие внешнеторгового баланса независимо от внешнеторговой полити- ки государства.
Хотя различные формы внешнеторговой политики не влияют на внешнеторго- вый баланс государства в целом, они оказывают воздействие на отдельные фир- мы, отрасли промышленности и экономику регионов. Например, когда американ- ское правительство устанавливает импортную квоту на японские автомобили, General Motors имеет возможность увеличить объем продаж своей продукции. В то же время из-за роста валютного курса доллара американской авиастроитель- ной компании Boeing будет труднее выдерживать конкуренцию с европейским авиационным консорциумом Airbus. B результате экспорт американских авиалай- неров уменьшится, а импорт зарубежных возрастет. Таким образом, введение импортной квоты на японские автомобили приведет к увеличению чистого экспор- та автомашин и снижению чистого экспорта самолетов. Помимо этого, увеличится чистый экспорт из США в Японию и уменьшится чистый экспорт из США в Европу. Однако общий торговый баланс американской экономики останется неизменным.
Следовательно, результат различных форм торговой политики имеет скорее микроэкономический, а не макроэкономический характер. Хотя сторонники приня- тия ограничительных мер нередко заявляют (впрочем, без достаточных на то
Глава 30. Макроэкономическая теория открытой экономики
оснований), что предлагаемые ими действия позволят улучшить торговый баланс страны, они отстаивают прежде всего интересы отдельных фирм или отраслей про- мышленности. Поэтому не стоит удивляться, если вы услышите, что руководители General Motors ратуют за введение импортных квот на японские автомобили. Экономисты почти всегда выступают против подобных мер. Свободная торговля позволяет экономикам разных стран специализироваться на выпуске различных видов продукции, при этом материальное благополучие населения повышается (гл. 3 и 9). Торговые ограничения препятствуют достижению этих целей и, таким образом, ведут к снижению общего благосостояния.
|