Кредит для экономической экспансии
Ричард Стивенсон
Вашингтон. Президент У. Клинтон
тел бы приписать себе всю славу,
- ллитики выдвигают массу других
зможных объяснений, но основной
: лктор замечательного здоровья и
-:; знеспособности американской эко-
мики в 1996 г. — потребитель.
Большую часть нынешнего года
: ериканцы тратили на удивление зна-
птельные суммы на приобретение до-
эв, автомобилей, холодильников и
■ '«? ды в.ресторанах, продлевая длящийся
.хтаточно долго экономический рост.
-. ведь совсем недавно, в январе 1996 г.,
-^■ сказывались опасения, что американ-
•ая экономика выдыхается. Американ-
: ы в значительной степени игнорирова-
ли предупреждения о чрезмерности по- требительских расходов.
Разгул потребительских расходов — источник удивительно высоких эконо- мических показателей. По оценкам Ми- нистерства труда, в июне в экономике было создано 239 тыс. рабочих мест - куда больше, чем ожидалось; июнь стал пятым подряд месяцем высокою при- роста занятости. Уровень безработицы составляет всего 5, 3 % — самый низ- кий за последние шесть лет, а темпы экономического роста настолько вы- соки, что аналитики высказывают опа- сения о неизбежности инфляции.
Наибольшие достижения демонст- рирует розничная торговля, в которой в июне создано 75 тыс. рабочих мест и почти половина из них — в точках общественного питания. Значительный прирост рабочих мест наблюдался в тор- говле легковыми автомобилями, нп бен- зозаправочных станциях, в гостиницах и магазинах, продающих строительные материалы, товары для садоводства и мебель для дома. Занятость в строи- тельстве возросла на 23 тыс. работни- ков, что отражает непрерывный рост отрасли.
Вопрос о том, как долго потребите- ли будут «швыряться» деньгами, остает- ся открытым. Некоторые экономисты полагают, что потребители наделали мас-
су долгов и будут вынуждены ограни- чить расходы, что приведет к замедле- нию экономи (еского роста. Число бан- кротств частных лиц по сравнению с первыми тремя месяцами 1995 г. уве- личилось на 15 °о...
Большинство экономистов соглас- ны с тем, что волна расходов вызвана в значительной мере временными фак- торами — низкими процентными став- ками, более высоким, чем ожидалось, процентом возврата налогов и скидка- ми на автомобили....
Один из пробных камней оценки курса потребительских расходов — фон- довый рынок, бум на котором превра- щает относительно богатых потребите- лей в расточительных. Экономисты уже в течение ряда лет пытаются ответить на вопрос, в какой степени «дутые прибыли» фондового рынка побужда- ют потребителей к увеличению затрат на приобретение товаров и услуг. Они считают, что постоянно растущий в по- следние годы фондовый рынок, и тот факт, что все больше американцев при- бегают к услугам пенсионных и взаим- ных фондов дали определенный толчок к увеличению потребительских расходов.
Источник: «The New York Times», July 8, 1996, p. D3.
к P2. В экономике наблюдается стагнация (падение объема производства) и инфляция (возрастание цен) одновременно, поэтому такое состояние иногда назы- вают стагфляцией.
Стагфляция —
период снижения объемов производ- ства и одновремен- ного роста цен.
Рис. 31.8
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ СДВИГ
СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Когда некоторое событие приводит к возрастанию издер- жек производства фирм, краткосрочная кривая совокупного предложения сдвига- ется влево из /4S1 в AS2. Экономика перемещается из точки А в точку В. В результате мы имеем дело со стагфляцией: объем производства сокра- щается от У, к Y2, а уровень цен повы- шается от P1 до P,.
Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде
Рис. 31.9
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К НЕБЛАГОПРИЯТ- НОМУ СМЕЩЕНИЮ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Столкнувшись с неблагоприятным смещением совокуп- ного предложения из /4S1 в AS2, политики имеют возможность воздействовать на факторы, детермини- рующие кривую совокупного спроса, добиваясь ее сдвига из /4D1 в AD2. В этом случае экономика переместится иэ точки А в точку С. Такая политика поддерживает уро- вень производства в краткосрочном периоде, но уровень цен постепенно повышается от P1 до P3.
Что могут предпринять в данной ситуации политики? Простое решение пробле- мы отсутствует. Одна из возможностей состоит в том, чтобы не делать вообще ничего. В этом случае производство товаров и остатков услуг остается некоторое время в угнетенном состоянии в точке Y2. В конце концов, экономика излечится от спада сама по себе, по мере того как в соответствии с более высокими издерж- ками производства изменятся представления людей, заработная плата и цены на товары и услуги. В период низкого уровня производства и высокого уровня безработицы, к примеру, заработная плата рабочих должна сократиться, что приве- дет к снижению издержек производства и увеличению объема предлагаемой про- дукции. С течением времени, по мере того как краткосрочная кривая совокупного предложения возвращается к положению AS1 уровень цен снижается и производ- ство приближается к естественному уровню. В долгосрочном периоде экономика возвращается к точке А, в которой кривая совокупного спроса пересекает долго- срочную кривую совокупного предложения.
В качестве альтернативы государственные деятели, ответственные за прове- дение денежно-кредитной и налоговой политики, могут попытаться компенсиро- вать некоторые из последствий смещения краткосрочной кривой совокупного предложения посредством воздействия на факторы, определяющие кривую сово- купного спроса (рис. 31.9), так, чтобы кривая совокупного спроса сместилась вправо из AD1 BAD2 — в точности настолько, чтобы сдвиг совокупного пред- ложения не повлиял на объем производства. В этом случае, экономика переме- щается прямо из точки Л в точку С, производство остается на своем естествен- ном уровне, а цены повышаются от P1 до P3 В этом случае говорят, что политики подстраиваются к смещению совокупного предложения, потому что их действия направлены на то, чтобы рост издержек производства постоянно отражался в уровне цен.
Итак, мы пришли к двум важным выводам:
• Факторы, вызывающие смещение кривой совокупного предложения, могут при- вести к стагфляции — сочетанию экономического спада (падения производ- ства) и инфляции (возрастания цен).
'лава 31. Совокупный спрос и совокупное предложение
695
• Возможности политиков ограничены воздействием только на совокупный спрос, они не в состоянии одновременно справиться с последствиями обоих неблаго- приятных факторов.
|