Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разбор произведения






Всего на слова С.Есенина Бойко написал 5 хоровых произведений.:

1. Серебряный ветер

2. Ты запой мне ту песню

3. Шаганэ ты моя, Шаганэ.

4. Глупое сердце не бейся

5. Вечером синим

В музыкальной реализации замысла Бойко исходит из специфики содержания литературной основы, ее структуры и выразительности звучания слова. С одной стороны, он сохраняет в музыке единство и ценность, свойственные афористичной есенинской миниатюре: строй, гармонический склад, размеренный, спокойный темп, ассоциируется с неторопливым, строгим повествованием-размышлением, с благородством и ценностью чувств. С другой стороны, композитор находит в стихотворении и черты конфликтности: в каждом двустишии он видит два противоположных образа. Поэтому, контраст настроений предстает здесь в виде постоянно сменяющих одна другую коротких фраз, что придает повествованию характер непосредственного высказывания.

Выбранный композитором жанр миниатюры отразил его тяготение к философской лирике. Текст для него является и структурным импульсом, и направлением в художественной фантазии. В любом анализе хорового произведения очень остро встает вопрос музыкальной формы, которая диктуется прежде всего метро-ритмической организацией, драматургией и другими аспектами.

Произведение «Вечером синим» принадлежит к жанру хоровой миниатюры. Для музыки такого жанра характерно компактное изложение композиторской мысли, формирование и развитие художественного образа с помощью лаконичных музыкальных средств и использования небольшого по объему литературного текста с четко выраженными контрастами.

Форма произведения и его структурные особенности.

Музыкальная форма –гетерострофическая, в связи с тематическим разделением литературного текста. Выбор такой формы объясняется тем, что композитор решил добавить в уже полное стихотворение «Вечером синим» С. Есенина заключительную строфу из стихотворения «Снежная заметь», которое написано в иной стихотворной форме(четверостишие). Так как отрывки оказались неравноценными (второй отрывок на 2 строфы меньше), но автор решил использовать тот же музыкальный материал ему пришлось убрать раздел b.

Раздел a

Раздел b

Раздел с

Раздел a1

Раздел с1

Тональный план. Произведение «Вечером синим» написано в тональности a-moll. Композитор используя такой фактурный прием, как удвоение хоровых партий сопоставляет тональность тоники (a-moll) и тональность D (E-dur) тембровая окраска будет совсем-совсем другая. Влияние на характер тоже будет значительное. Мне стало интересно рассмотреть эти тональности в рамках цветного слух и восприятия их композитором Н.Римским-Корсаковым и музыковедом Б.В.Асафьевым.

a-moll – бледно-розовый, как отблеск вечерней зари на зимнем, белом, снежном пейзаже. Я думаю, что выбор именно этой тональности не случаен. Ведь в стихотворении действительно передается состояние одиночества, окончания человеческой жизни, фоном которого являются «метельные всхлипы»

E-dur: cиний, блестящий, ночной, темно-лазурный; ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное. А ведь все это отражается в литературном тексте: «Вечером синим», «синее счастье», «лунные ночи».

М.А.Шарпантье E-dur - сварливый и раздражительный.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал