Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разбор произведения
Всего на слова С.Есенина Бойко написал 5 хоровых произведений.: 1. Серебряный ветер 2. Ты запой мне ту песню 3. Шаганэ ты моя, Шаганэ. 4. Глупое сердце не бейся 5. Вечером синим В музыкальной реализации замысла Бойко исходит из специфики содержания литературной основы, ее структуры и выразительности звучания слова. С одной стороны, он сохраняет в музыке единство и ценность, свойственные афористичной есенинской миниатюре: строй, гармонический склад, размеренный, спокойный темп, ассоциируется с неторопливым, строгим повествованием-размышлением, с благородством и ценностью чувств. С другой стороны, композитор находит в стихотворении и черты конфликтности: в каждом двустишии он видит два противоположных образа. Поэтому, контраст настроений предстает здесь в виде постоянно сменяющих одна другую коротких фраз, что придает повествованию характер непосредственного высказывания. Выбранный композитором жанр миниатюры отразил его тяготение к философской лирике. Текст для него является и структурным импульсом, и направлением в художественной фантазии. В любом анализе хорового произведения очень остро встает вопрос музыкальной формы, которая диктуется прежде всего метро-ритмической организацией, драматургией и другими аспектами. Произведение «Вечером синим» принадлежит к жанру хоровой миниатюры. Для музыки такого жанра характерно компактное изложение композиторской мысли, формирование и развитие художественного образа с помощью лаконичных музыкальных средств и использования небольшого по объему литературного текста с четко выраженными контрастами. Форма произведения и его структурные особенности. Музыкальная форма –гетерострофическая, в связи с тематическим разделением литературного текста. Выбор такой формы объясняется тем, что композитор решил добавить в уже полное стихотворение «Вечером синим» С. Есенина заключительную строфу из стихотворения «Снежная заметь», которое написано в иной стихотворной форме(четверостишие). Так как отрывки оказались неравноценными (второй отрывок на 2 строфы меньше), но автор решил использовать тот же музыкальный материал ему пришлось убрать раздел b. Раздел a Раздел b Раздел с Раздел a1 Раздел с1 Тональный план. Произведение «Вечером синим» написано в тональности a-moll. Композитор используя такой фактурный прием, как удвоение хоровых партий сопоставляет тональность тоники (a-moll) и тональность D (E-dur) тембровая окраска будет совсем-совсем другая. Влияние на характер тоже будет значительное. Мне стало интересно рассмотреть эти тональности в рамках цветного слух и восприятия их композитором Н.Римским-Корсаковым и музыковедом Б.В.Асафьевым. a-moll – бледно-розовый, как отблеск вечерней зари на зимнем, белом, снежном пейзаже. Я думаю, что выбор именно этой тональности не случаен. Ведь в стихотворении действительно передается состояние одиночества, окончания человеческой жизни, фоном которого являются «метельные всхлипы» E-dur: cиний, блестящий, ночной, темно-лазурный; ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное. А ведь все это отражается в литературном тексте: «Вечером синим», «синее счастье», «лунные ночи». М.А.Шарпантье E-dur - сварливый и раздражительный.
|