Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение локальной термической
ОБРАБОТКИ ПРИ изrОТОВЛЕНИИ И РЕМОНТЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИr АТЕЛЕЙ Создание и ремонт роторных и корпусных конструкций rтд ocy ществляются с применением различных методов сварки плавлением. Корпусные узлы сваривают арrонно-дуrовой САрде) и электронно-лу чевой СЭЛС) сваркой, а роторные конструкции, как правило, электрон- нолучевой сваркой. Блаrодаря высокой концентрации энерrии в пятне HarpeBa, надежной вакуумной защите металла сварочной ванны, мало- му объему литоrо металла, кратковременности тепловоrо воздействия, незначительным деформациям соединяемых деталей, эле имеет зна- чительные преимущества по сравнению с традиционными методами сварки плавлением. Наиболее широко в авиационных rтд применяют титановые спла- вы. Они обладают высокой чувствительностью к сварке, в результате чеrо в около шовной зоне и металле шва происходят неблаrоприятные изменения структуры и механических свойств, что требует при мене- ния особых режимов сварки и термической обработки. Основные труд- ности сварки титана связаны с поrлощением HarpeTbIM металлом rазов, в первую очередь водорода, диффузией их в зону сварки из OCHoBHoro металла, повышенным содержанием rазов в основном и присадочным металле. Приведенные условия сварки титановых сплавов требуют особо чистой защитной среды для снижения пористости в сварных швах и их склонности к замедленному разрушению. Для предотвращения этих явлений необходимо сварку вести в вакууме или защитной среде при малых поrонных энерrиях с реryлированием термическоrо цикла сварки и последующей термической обработкой. В данном параrрафе рассматриваются вопросы, связанные с разра- боткой технолоrии локальной термической обработки сварных соеди- нений корпусных и роторных конструкций в процессе их изrотовления и ремонта из титановоrо сплава ВТ 20. Сплав ВТ 20 по фазовому составу относится к псевдо а-сплавам. Добавка 12% (по массе) Р-стабилизирующих элементов позволяет повысить прочность псевдо асплавов по сравнению с а-сплавами при сохранении высокотемпературных свойств а-сплавов. Единственным видом термообработки этих сплавов и их сварных соединений является низкотемпературный отжиr для снятия HarapToB- ки и уменьшения напряжений, возникающих при сварке или друrих процессах технолоrической обработки [34], при температуре отжиrа 873923 К Отжиr после сварки не изменяет структуру и механиче- ские свойства металла сварных соединений из псевдо а-сплавов. Исследования проводились на шести парах плоских образцов раз- мером 100 х 80 х 1, 5 мм из титановоrо сплава ВТ 20, сваренных apro нно-дуrовой сваркой. Определение объемных остаточных напряжений в образцах сваренных пластин до и после подварки Сремонта) с после- дующим локальным и печным отжиrом при температуре 900 К Двена- дцать датчиков (терморезисторы с базой 3 мм) располаrались около шва с двух сторон пластины. Вырезку элементов для испытаний вы- полняли на электроэрозионном станке. Объемные остаточные напря- жения, В частности напряжения rлавных направлений, определяли MeTO дом «полноrо освобождения». Были исследованы шесть вариантов пар образцов: · Вариант 1. Длина cBapHoro шва 150 мм без термообработки; · Вариаит 2. Длина cBapHoro шва 100 мм без термообработки; · Вариаит 3. Длина cBapHoro шва 150 мм. Произведена подварка шва длиной 75 мм Симитация ремонта) без термообработки; · Вариаит 4. Длина cBapHoro шва 150 мм. Произведена подварка шва длиной 75 мм с проведением последующей локальной Tep мообработки электронным лучом; · Вариаит 5. Длина cBapHoro шва 150 мм. Произведена подварка шва длиной 75 мм с проведением последующей термообработки электродуrовым HarpeBoM в арrонновакуумной камере; · Вариант 6. Длина cBapHoro шва 150 мм. Произведена подварка шва длиной 75 мм с последующим общим печным отжиrом при температуре 900 К в вакууме. Подварка Сремонт) шва осуществлялась по традиционной схеме с соответствующей подrотовкой Сразделкой) дефектноrо участка. Локальная термическая обработка электронным лучом проводилась HarpeBoM Bcero места подварки до температуры 900 К в вакуумной Ka мере при остаточном давлении 5. Io5 мм РТ.ст. Размеры растра пятна HarpeBa составляли, мм: длина 80, ширина 20. Максимальные уровни объемных остаточных напряжений в свар- ных пластинах приведены в табл. 6.3. Как видно из таблицы, минимальный уровень объемных остаточ- ных напряжений в сварных пластинах получен при общем печном от- жиrе в вакууме. Локальная термическая обработка электронным лучом и дуrой позволяет также снизить максимальный уровень объемных oc таточных растяrивающих напряжений. Так, локальный электронно-лу- чевой отжиr снижает уровень остаточных растяrивающих напряжений на 50%, а арrонно-дуrовой отжиr на 30%. Учитывая, что общий печной отжиr может приводить к коробле- нию сварных роторных и корпусных конструкций rтд, а применение термофиксаторов не всеrда полностью решает эту задачу и также при- водит к нежелательному изменению качества поверхностноrо слоя окончательно rOToBbIX деталей, особенно при ремонте, применение ло- кальной термической обработки электронным лучом в вакууме являет ся весьма актуальной и экономически оправданной операцией. Еще более важной указанная проблема становится при сварке и ре- монте роторных и корпусных конструкций из двухфазных и титановых сплавов типа BT3-1, ВТ-8, ВТ-9, BT-18 и друrих, так как последующая термическая обработка необходима не только для снятия остаточных напряжений, но и для стабилизации структуры металла cBapHoro шва, околошовной зоны и получения необходимых механических свойств, что требует проведения уже высокотемпературноrо отжиrа и упроч- няющей термообработки.
|