Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ способов восстановления
ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ Дl! иrА'! ЕЛЕЙ МЕТОДАМИ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОИ ПАИКИ И СВАРКИ Целью ремонта rтд является увеличение общей долrовечности де- талей при затратах, обеспечивающих наибольшую экономическую эф фективность ero эксплуатации, естественно при обеспечении требу е- Moro уровня надежности. По данным зарубежных фирм ремонт целесообразен, если он со- ставляет от 30 до 60% стоимости HOBoro узла или детали. В то же вре- мя некоторые фирмы считают целесообразным затраты на ремонт до 90% от стоимости новой детали, если модификация детали или узла при ремонте дает увеличение срока службы двиrателя по сравнению с новым или улучшение ero тактикотехнических характеристик. Анализ основных эксплуатационных дефектов в отечественных и зарубежных двиrателях позволил выявить их распределение в следую- щих соотношениях, %: . износ от фреттинr-коррозии 60; · механические повреждения 1 о; . термические и усталостные трещины 25; . эрозия 5. Единственными методами исправления указанных дефектов, позво- ляющими восстановить профиль поверхности, форму входных и вы- ходных кромок лопаток, rеометрию контактных полок и устранить термические трещины, являются пайка и сварка. 16 2043 241 Наиболее дороrостоящими и теплонапряженными узлами rтд, в основном определяющими ресурс и надежность двиrателя, являются детали турбины, стоимость которых составляет 2530% от стоимости Bcero двиrателя. Лопатки турбины наряду с лопатками компрессора являются наи- более массовыми деталями двиrателя, но в отличие от последних, ro- раздо чаще и быстрее выходят из строя вследствие очень жестких ус- ловий работы. С этой точки зрения высокотемпературная пайка жаропрочных сплавов выступает как важный технолоrический процесс, обеспечи- вающий надежные соединения в узлах, изrотовленных из данноrо класса материалов. Преимущества пайки как технолоrическоrо процес- са и преимущества паяных соединений обусловлены, rлавным обра- зом, возможностью формирования паяноrо шва ниже температуры aB TOHoMHoro плавления соединяемых материалов. Именно поэтому становится возможным осуществить общий на- rpeB паяемоrо узла изделия до температуры пайки, что позволяет реа- лизовать за одну операцию большое количество соединений в одном или нескольких узлах с минимальным короблением деталей различной толщины и сложной конфиryрации. Это значительно уменьшает при пуски на механическую обработку, а иноrда и обеспечивает возмож- ность пайки без последующей обработки деталей и узлов. Использование пайки позволяет: . получать соединения деталей в скрытых или малодоступных местах конструкции и, следовательно, изrотовлять сложные узлы за один прием; . паять не только по контуру, а одновременно по всей поверхно- сти соединения, что позволяет широко варьировать прочность соединений; . соединять разнородные материалы с большой разницей в толщи- не, т. е. обеспечивать универсальность процесса; . выбирать температуру процесса в зависимости от необходимости сохранения механических свойств материалов в изделии, обеспе- чивая совмещение HarpeBa под пайку и термическую обработку узла; . обеспечивать высокую плавность rалтелей, а следовательно, и долrовечность в условиях вибрационных и знакопеременных наrpужений. Указанные преимущества процесса пайки дают возможность полу- чать узлы rтд сложной rеометрии с минимальной металлоемкостью и высоким коэффициентом использования металла, что делает пайку весьма перспективным методом соединения высоколеrированных жа- пропрочных сплавов в таких ответственных узлах rTДO как турбина, камера сrорания и компрессор высокоrо давления. Следует отметить при этом, что для мноrих жаропрочных сплавов пайка является практически единственным методом получения качест BeHHoro неразъемноrо соединения. Таким образом, турбина rтд с учетом стоимости, массовости дета- лей, относительно HeBbIcoKoro ресурса вследствие тяжелых условий работы наиболее предпочтительна для ремонта посредством пайки. В то же время ремонт ее является сложным процессом, требующим применения наукоемких технолоrий и высокой культуры производст- ва. За рубежом ремонт лопаток турбины производится оrpаниченным числом фирм и является признаком BbIcoKoro уровня технолоrии и престижности фирмы. Анализ существующих технолоrий ремонта узлов и деталей турбин методами сварки и пайки позволил условно классифицировать приме- нение указанных методов в зависимости от основы и степени леrиро- вания жаропрочных сплавов следующим образом: . сварка и пайка успешно применяется для деталей, изrотовляе- мых из сплавов на основе кобальта и никеля, леrированных алю- минием и титаном до 3% по массе; . высокотемпературная пайка применяется для сплавов на никеле- вой основе, содержащих алюминий и титан C3% по массе), обеспечивающая надежность соединений и их длительную рабо- тоспособность. Основными операциями, определяющими качество как паяных, так и сварных соединений, является предварительная подrотовка поверхности под сварку и пайку. Она включает в себя очистку от окислов и заrрязнений, снятие жаростойких алюминидных покры тий химическим и Сили) механическим методом. Для пайки осуще- ствляется дополнительная фтористо-ионная очистка, позволяющая удалять мельчайшие окислы, в том числе находящиеся в капилляр- ных трещинах. Дополнительно производится вакуумная очистка для нейтрализации оставшихся ионов фтора. Далее осуществляется сварка или пайка, затем термическая обработка для упрочнения паяноrо шва или стабилизации структуры cBapHoro шва и около- шовной зоны. Для ряда дефектов требуется их предварительная подrотовка с при- менением высокотвердых и прочных инструментов. За рубежом ремонтом узлов rтд занимаются свыше 80 фирм, мноrие из которых являются филиалами фирмизrотовителей, имею- щих тесный контакт с авиационными компаниями, что позволяет оперативно и эффективно влиять как на снижение себестоимости производства rTДO так и на эксплуатационные расходы. Там также успешно возвращаются в эксплуатацию следующие детали: диски турбины и компрессора, в том числе роторы барабанноrо типа, кор- пуса вентиляторов, сотовые уплотнения турбин, створки реrулируе- Moro сопла, лабиринтные уплотнения вала турбины, спрямляющие и направляющие аппараты компрессоров BbIcoKoro и низкоrо давле- ний, форсажные камеры двиrателей семейства GT9D, RВ-211, CF-6, PW -4000 и др. В среднем в двиrателе фирмами осуществляется ремонт до 60% всех деталей. В то же время имеется информация, что фирма «Люфт- rанза» в raHHoBepe может устранить до 96% всех видов поврежде- ний, блаrодаря разработанным ею технолоrиям. Основной упор в ре- монте зарубежных двиrателей делается на rорячую часть двиrателя, имеющеrо наименьший ресурс из-за тяжелых условий работы и высо- кую стоимость. Зарубежные фирмы осуществляют ремонт или Bcero двиrателя, или специализируются на ремонте отдельных ero узлов и деталей. Так, фирма «Beol» СВеликобритания) объединила четыре завода по капи- тальному ремонту двиrателей и производит ремонт 20 типов двиrате- лей от малых вспомоrательных установок до больших двухконтурных двиrателей. В то же время созданы специализированные интернациональные фирмы по ремонту таких массовых деталей, как, например, лопатки. Причем эти фирмы производят ремонт лопаток вне зависимости от их конструктивных особенностей, что позволило создать единую техноло- rию ремонта. В практике зарубежноrо авиадвиrателестроения наблюдается тен- денция к созданию предприятий, специализирующихся на ремонте ОД- нотипных деталей rтд. Так, например, фирма «Интертурбин» ССША) производит ремонт лопаток турбин, сопловых аппаратов, реryлируе мых створок сопла. Отделение фирмы в rермании специализируется на ремонте кор- пусных узлов двиrателя, таких как камеры сrорания, корпуса компрес- сора и турбины, корпуса сопла, уплотнения компрессора и сотовые уп- лотнения турбины. Отделение фирмы в rолландии специализируется на производстве и ремонте тонколистовых корпусных узлов, таких как форсажные ка- меры, сопла. Отделение фирмы в Лос-Анджелесе специализируется на изrо- товлении и ремонте спрямляющих и направляющих аппаратов ком- прессора. За последние rоды фирма «Интертурбин» вложила примерно 40 млн. долларов в современное технолоrическое оборудование в целях улучшения ремонта различных частей rтд и их производства. Выдаю- щимся примером таких проектов является недавно разработанный и успешно применяемый уникальный способ ремонта сложных отли вок сопловых И рабочих лопаток с помощью пайки. Приведенные выше примеры показывают, какое важное значение придается этими компаниями вопросам ремонта, что подтверждает экономическую целесообразность ремонта. Из анализа орrанизации ремонта за рубежом можно сделать сле- дующие выводы: 1. Ремонт методами сварки, пайки и напыления осуществляется специализированными фирмами, которые часто являются филиалами заводов-изrотовителей. Мноrие фирмы специализируются на узловом ремонте, в основном, rорячеrо тракта двиrателя. Наибольший объем занимает ремонт рабочих и сопловых лопаток турбин, который осу- ществляется по унифицированным технолоrическим процессам для каждоrо типоразмера лопаток. При ремонте рабочих и сопловых ло- паток турбин технолоrические процессы распределяются в следую- щих объемах, %: . нанесение жаростойких, теплозащитных, износостойких ан- тифрикционных и уплотнительных покрытий 60; . высокотемпературная пайка 25; . арrонно-дуrовая сварка 1 о; . электронно-лучевая и лазерная сварка 5. 2. Объем ремонта зарубежных фирм в среднем в 23 раза превы- шает объем, осуществляемый в отечественной промышленности. При- чем ремонт мноrих деталей и узлов, таких как диски турбин и ком- прессоров, в том числе роторов компрессоров барабанноrо типа, сото- вых уплотнений в отечественной промышленности, практически отсут- ствует. Анализ себестоимости ремонта rтд в отечественной промышлен- ности показывает, что основную долю Сболее 50%) составляют расхо- ды на запасные части. Ежеrодно при ремонте отбраковывается около ], 7 млн. деталей. Из этоrо количества деталей большинство моrло быть восстановлено для дальнейшей эксплуатации. В настоящее время в отечественном двиrателестроении ориентиро- вочно до 30% бракуемых при капитальном ремонте деталей BOCCTaHaB ливаются различными технолоrическими процессами. В том числе ме- тодами сварки, пайки и напьтения восстанавливается порядка 1 15%. Объем процессов сварки и пайки распределяется в следующем со- отношении, %: . арrонно-дуrовая сварка............................ 55 . плазменная сварка................................ 4 . электронно-лучевая и лазерная сварка................... 1 . высокотемпературная пайка......................... 15 в отечественной промышленности ремонт осуществляется на мноrих заводах-изrотовителях авиационной промышленности, а также на ремонтных заводах Департамента воздушноrо транспор- та. При ремонте отечественных двиrателей пайка занимает не бо- лее 15%, отсутствует лазерная сварка, объем электронно-лучевой сварки не превышает 1 %. Также отсутствуют способы сварки с им- пульсной подачей присадочной проволоки, которые позволяют осуществлять наплавку на плохо свариваемые сплавы. Нет специа- лизированных производств по ремонту лопаток. Заводы и ремонт- ные базы на однотипных деталях используют разные технолоrиче- ские процессы, причем далеко не всеrда самые проrрессивные. При этом если на заводах Авиапрома при ремонте методом пайки и сварки применяются пусть не последние, но достаточно проrрес- сивные технолоrические процессы, то на ремонтных заводах rраж- данской авиации их уровень соответствует 1520-летней давности и не обеспечивает требуемой производительности и качества про- дукции. Следует отметить, что за рубежом, при ремонте сопловых лопа- ток, изrотовленных из свариваемых сплавов, осуществляется замена пера лопатки посредством АДЭС или эле. При этом оставляются только бандажные полки или ввариваются фраrменты входной и вы- ходной кромки. Удаляется более 60% трещин на пере лопатки мето- дами пайки. В отечественной же практике ремонт сопловых лопаток из вы- соколеrированных литейныIx сплавов заключается в заделке мето- дом пайки знаковых отверстий в бандажной полке и нанесении из- носостойких покрытий на боковые поверхности бандажной полки. Ремонт трещин и выработанных кромок не осуществляется. ИЗ BЫ шесказанноrо следует, что существуют достаточные возможности для повышения экономической эффективности ремонта путем бо- лее широкоrо внедрения сварки и пайки в технолоrию ремонта rтд.
11. ПРИМЕНЕНИЕ АРrОННОМИКРОПЛАЗМЕННОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ двиrАТЕЛЯ Одной из актуальных задач при производстве и эксплуатации rтд является устранение поверхностных литейных и эксплуатационных де- фектов на деталях и узлах, изrотовленных из высоколеrированных ста- лей и сплавов на основе никеля. Для решения этой задачи в настоящее время используются технолоrические процессы высокотемпературной пайки и плазменноrо напыления с использованием порошковых мате- риалов, включая припои, наполнители и самофлюсы. Технолоrический процесс пайки предусматривает заполнение раз деланноrо дефектноrо участка порошковой смесью, состоящей из при- поя и наполнителя. Закрепление припоя и наполнителя на дефектном участке осуществляется смесью акриловой смолы и растворителя P5. После этоrо детали подверrают высокотемпературной пайке. Прове- денные исследования показывают, что часто встречающимся дефектом при использовании TaKoro технолоrическоrо процесса является порис тость в напаянном материале. Уменьшения пористости можно достичь за счет применения мелко- дисперсных фракций припоя Сне более 1520 мкм). Однако получе- ние порошковых материалов такой rрануляции связано с высокими производственными затратами. Для ремонта поверхностных дефектов также применяют малоrаба- ритные плазмотроны с самоустанавливающейся длиной дуrи и с осе- вой подачей рабочеrо rаза aproHa или ero смесей с азотом или во- дородом. Подача напыляемоrо материала осуществляется на срезе co плаанода. Дyra в таких плазмотронах характеризуется невысоким на- пряжением. Для получения дуrи с мощностью, достаточной для каче- CTBeHHoro напыления, необходимы большие токи C30500 А). При этом ресурс стержневоrо вольфрамовоrо катода и выходноrо электро- да-анода с ростом тока значительно уменьшается. Нарушение формы сопла плазмотрона отрицательно отражается на качестве покрытия. Для расширения возможности ремонта эксплуатационных и литей- ных дефектов на деталях и узлах, изrотовленных из высоколеrирован ных литейных сплавов, а также получения стабильных результатов на ММПП «Салют» применялась арrонно-плазменная установка, разрабо- танная в НИИЭМ МПУ им. Н.Э. Баумана. Одним из важных досто- инств плазменноrо напыления порошковых материалов является то, что частицы порошка, деформируясь при ударе о поверхность детали, образуют структуру покрытия с минимальной пористостью. В упомянутой установке используется арrоновый микроплазмотрон с секционированной межэлектродной вставкой СМЭВ). Длина дуrи в таком плазмотроне определяется МЭВ и при одинаковых значениях ТОка и расхода rаза больше, чем в плазмотронах с самоустанавливаю- щейся длиной дуrи. Соответственно падение напряжения на дуrе в этом случае также выше, необходимая мощность достиrается при меньших значениях силы тока разряда. Как локальный источник на- rpeBa, он в достаточной мере отвечает требованиям, которые наклады- вают на Hero металлурrические и технолоrические свойства сплавов типа ЖС6У и особенности ремонтируемых деталей и узлов rтд. Друrой отличительной особенностью используемоrо плазмотрона является способ подачи напыляемоrо материала в плазменный поток. Порошок вводится на начальном участке плазменной дуrи под уrлом к плазменному потоку через кольцевой канал, что обеспечивает равно- мерное заполнение материалом канала МЭВ. При этом HarpeB и YCKO рение частиц материала происходит непосредственно в плазменной дуrе, а не в истекающей струе, что в несколько раз повышает эффек- тивность процесса. Блarодаря этому удается получить качественные покрытия из различных материалов с высокой адrезией и низкой по- ристостью, С качественной защитой наносимоrо материала от окисле- ния. Поток напыляемых частиц имеет очень малый уrол раскрытия (35 rpaд при диаметре сопла-анода 23 мм), что позволяет нано- сить покрытия на небольшие поверхности. Конструкция установки позволяет оператору леrко вручную пере- мещать в пространстве плазмотрон, как Toro требует форма обрабаты- ваемой поверхности, устанавливать, реryлировать и контролировать рабочие параметры плазменной струи и расход порошка. Достоинст- вом установки являются: незначительные масса плазмотрона Сне более 0, 2 Kr), rабариты, потребляемая мощность Сдо 1, 8 кВт), расход aproHa Сне более 4 дм 3 /мин). Питание осуществляется от сети 220 В/50 rц. Температура плазменной струи на выходе из сопла 10000 К, rpa- нуляция порошковых материалов до 120 мкм. Установку отлича ет простота в эксплуатации, стабильность параметров процесса на- пыления. Для оптимизации процесса плазменноrо напьтения были про веде- ны исследования по определению конструктивных, электрических и технолоrических параметров, влияющих на качество получаемых по- крытий. К этим параметрам относят: · rеометрические размеры rазоразрядноrо тракта микроплазмотро- на; · координату ввода порошка в плазменную дуry; . величину и соотношение расходов плазмообразующеrо и транс- портирующеrо rазов; . ток и напряжение дуrовоrо разряда; . размер частиц порошка; . дистанцию и уrол напыления; . скорость вращения привода дозатора. Также были исследованы процессы плазменноrо напыления смесей различных припоев и наполнителей в разных соотношениях. Металлоrpафические исследования образцов после напыления по- рошковой смеси показали, что покрытия толщиной 5 мкм, получен- ные на оптимальных режимах напьтения, характеризовались качествен- ным соединением с подложкой, а также хорошей текстурой HaHeceHHoro материала Спористость 2.......-4% с размером пор 0, 01..........(), 02 мм). Для повышения прочностных и эксплуатационных свойств наноси- мых материалов осуществлялась высокотемпературная пайка образцов в вакуумной печи. Металлоrpафические исследования и механические испытания после пайки образцов с оптимальным соотношением при- поя и наполнителя показали, что полученные напаянные покрытия об- ладают мелкозернистой без видимых дефектов структурой с незначи- тельной пористостью (l2%) и достаточно высокими механическими свойствами: длительная прочность при 10000 С на базе 100 ч составля ет 1820 Krc/MM 2 (1, 82, 0 МПа). Проведенные технолоrические исследования показали, что для ре- монта деталей и узлов rTДO изrотовленных из высоколеrированных сталей и сплавов на никелевой основе, плазменное напыление с помо- щью арrонно-микроплазменной установки можно эффективно исполь- зовать в зависимости от условий эксплуатации как самостоятельный метод получения качественных покрытий, так и с последующей пай- кой для повышения прочностных и эксплуатационных свойств.
|