Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истоки формирования культуры России 60-90-х ГГ. ХIX в. в начале ХIX в.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Содержание
Введение История культуры русского народа – это часть его прошлого и его будущего, так как, фактически, является предопределяющим обстоятельством дальнейшего развития его идеологической сферы. За счет обогащения представлений об особенностях традиций духовной и бытовой жизни исключается мировоззренческий вакуум в современном обществе, к чему ему еще нужно долго стремиться. ХIХ столетие по праву имеет особое место в культурном развитии России, в следствии чего возникает повышенный интерес к культуре этого периода. Это время характеризуется как время достижений великих научных деятелей, создания значимых художественных произведений, а также начало подъёма просвещения русского народа. На начало пореформенного периода 1860-х гг. приходится подъём движения общественных масс, усиленное развитие в экономической сфере, а также реформы либерального характера, что в свою очередь и послужило сильным стимулятором для развития культуры страны. Быстро развивающаяся экономика требовала прогресса в науке и технике, ей были необходимы новые, образованные, квалифицированные кадры, что и стало толчком для распространения просвещения. Наука и искусство, занявшие главные позиции, способствовали появлению интеллигенции из разных сословий, это и послужило усилением роли прогрессивной общественности.
Истоки формирования культуры России 60-90-х ГГ. ХIX в. в начале ХIX в. Обращаясь к проблеме культуры конца ХIХ века, для начала необходимо выяснить её истоки, понять, что стало её отправной точкой. Так, например, начало XIX в. сыграло колоссальную роль в культуре России. Жизнь русского народа всколыхнула Отечественная война 1812 г., что послужило причиной сближения Запада с Россией и выступило катализатором подъёма и формирования культурной жизни русских людей, как одной из западноевропейских культур, начали тесно переплетаться искусство и общественная мысль. Кроме того, Россия, в свою очередь, так же начала оказывать влияние и на европейскую жизнь. В данный период на основе этих событий и начало активно складываться национальное самосознание. Однако, западные политические и философские учения усваивались русским народом применительно к той действительности, в которой он находился, претерпевали изменения относительно русского менталитета и истории России. Революционный романтизм, пришедший в это время из Европы, побудил русских людей задуматься о социальном и государственном устройствах, приглядеться к проблеме крепостничества, а также задаться идейным вопросом пути России и ее отношении со странами Европы, что впоследствии привело к идейному делению среди русской интеллигенции. Приверженцы западников представляли Россию, как часть европейского общества, видели острую необходимость в проведении либеральных реформ, в то время, как славянофилы отстаивали самобытность культуры России и ее уникальный путь, обособленный от западного влияния. Также в 40-х гг. в России начинает развиваться революционный демократизм, черпающий влияние из учений утопического социализма стран западной Европы, и находит активную поддержку не только среди прогрессивной интеллигенции, но и среди всего русского населения. Этот период характеризуется острыми общественными противоречиями, основывающимися на кризисе крепостничества. Все эти события в жизни общества, фактически, вызваны резким развитием художественной культуры в России начала ХIХ в. В первую очередь основное влияние, как на русскую, так и на мировую культуру оказывает непосредственно русская литература, подсвечивающая глубокие социальные проблемы. В начале ХIХ в. под влиянием романтизма русская литература переходит от идеологии просвещения к человеку и его миропониманию, создает обобщенную идеальную модель свободной личности, ставящей себя в противопоставление обществу и действительности. Появлением романтизма русская литература в частности обязана поэтам-декабристам, привнесшим идею борьбы за свободу человека и духовное освобождения. В 1830-50-х гг. реализм постепенно сменяет романтизм, фактически, закладывает основы классических образцов литературных жанров, традиции художественного перевода. Критический реализм отражает глубокие социальные проблемы внутри русского общества, основанные на остром конфликте. Это время называют “эпохой возбужденных умственных интересов”. Активно нарастало крестьянское движение, в военных поселениях начинались волнения, также присоединение Польши к Российской империи усугубляло ситуацию, усиливалось оппозиционное движение польского дворянства. Подобные тенденции сохранялись и в пореформенную эпоху 60-70-х гг., но обращение к социальным конфликтам отодвигаются на второй план, преобладают философские проблемы России и его народа, психологизм, осуществляются поиски духовной опоры в христианстве. Также отмена крепостного права в 1861 г. сыграла колоссальную роль в изменении культурного сознания русского народа, стала началом капитализма, что привнесло радикальные коррективы не только в культуру России, но и изменило быт русского человека, его духовный облик, и поспособствовало увеличению культурных потребностей населения. Итак, начало и середина ХIХ века были насыщены социальными конфликтами, недовольством власти, прогрессивно мыслящие люди стремились к изменению политического устройства страны, видели в этом спасение своей Родины. Отмена крепостничества и начало капиталистической эпохи, в свою очередь, стали мощным стимулятором развития как страны в целом, так и ее культуры в частности. Современники видели в 60-х годах ХIХ в. большие надежды, надеялись на преобразования, в том числе и духовные. Также происходят внушительные подвижки в идейной жизни общества.
|