Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час) Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час) Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Тема 2. Мир вокруг. (1 час) Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Раздел 1. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов) Тема 1. Экология и мы. (1 час) Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Тема 2. Осенние работы в поле. (1 час) Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Тема 3. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час) Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. Тема 4. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час) Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Тема 5. Осень в лесу (экскурсия) (1 час) Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. Раздел 2. «НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов) Тема 1. Неживая природа (2часа) Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Тема 2. Солнце – источник тепла и света (1 час) Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье Тема 3. Вода, её признаки и свойства (1 час) Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды Тема 4. Берегите воду! (1 час) Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!» Тема 5. Почва – святыня наша. (1 час) Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Тема 6. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час) Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране Тема 7. Погода. Климат. (2 часа) Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» Тема 8. Предсказание погоды по народным приметам (1 час) Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Тема 9. Почему нельзя..? (1 час) Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» Тема 10. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час) Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!» Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов) Тема 1. Практикум «Хлебные крошки» (1 час) Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Тема 2. Кто улетает, а кто остаётся (1 час) Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края Тема 3. Экологические связи неживой и живой природы (1 час) Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели Тема 4. Вода и жизнь (1 час) Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Тема 5. Растения рядом (1час) Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Тема 6. Комнатные растения (1час) Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив) Тема 7. Размножение комнатных растений (1 час) Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка Тема 8. Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1 час) Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Тема 9. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час) Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3 часа) Тема 1. Съедобные грибы (1 час) Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки Тема 2. Несъедобные грибы. (1 час) Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным) Тема 4. Микроскопические организмы (1 час) Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа) Тема 1. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час) Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. Тема 2. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час) Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей Тема 3. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час) Посадка декоративных растений. Опыты: 1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.
Тематическое планирование Четвёртый год (34) «Познавательная экология»
Содержание курса 4-й год обучения «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 33 часа «ВВЕДЕНИЕ». (1 час) Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час) Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов) Тема 1. Времена года на Земле (1 час) Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков Тема 2. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час) Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Тема 3. Изменения окружающей среды (1час) Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) Тема 4. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час) Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Тема 5. Условия жизни растений (1час) Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения Тема 6. Разнообразие животных, условия их жизни (1час) Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа) Тема 1. Динозавры – вымерший вид животных (1час) Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков Тема 2. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час) Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Тема 3. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час) Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Тема 4. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час) Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок. Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА» (8 часов) Тема 1. Реки и озера (1час) Пресная вода. Осадки. Тема 2. Получение кислорода под водой (1час) Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) Тема 3. Пресноводные животные и растения (1час) Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов Тема 4. Жизнь у рек и озер (1час) Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) Тема 5. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час) Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов Тема 6. Околоводные птицы (1час) Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания Тема 7. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час) Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. Тема 8. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час) Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов). Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (8 часов) Тема 1. Жизнь среди людей (1час) Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек Тема 2. Ролевая игра «Это все кошки» (1час) Тема 3. Домашние животные (1час) Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Тема 4. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час) Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Тема 5. Уход за домашними животными (1час) Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Тема 6. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час) Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Тема 7. Люди и паразиты (1час) Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Тема 8. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час) Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя» Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД» (7 часов) Тема 1. Почва (1 час) Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Тема 2. Семена овощных и декоративных культур (1час) Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Тема 3. Заботы хлебороба весной (1час) Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. Тема 4. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час) Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. Тема 5. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час) Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений. Тема 6. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час) Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. Тема 7. Декоративные растения (1час) Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Литература: Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. М.Колос, 1992. Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет.М.Детская литература, 1985. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких.М.Педагогика, 1982. Корабельников В.А.Краски природы.М.Просвещение, 1989. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006 Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005 Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение./ Ярославль: «Академия развития», 1997
ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия: - конспект занятия по социальной пробе; - конспект занятия по КТД; - конспект социально-образовательного проекта.
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт»
Внеклассное мероприятие по «социальному творчеству» Тема: Экскурсия «Осень в лесу»
студентки 31 шк. группы педагогического отделения Гетц Татьяны преподаватель: Рогатюк Г. Ф.
2014 год Конспект мероприятия внеурочной деятельности по социальному творчеству 3 год обучения Тема: Экскурсия «Осень в лесу» Цель: Создать благоприятные условия для знакомства детей с изменением лесной природы осенью. Задачи: Личностные: Воспитывать интерес к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним; воспитывать у детей правила поведения в природе. Метапредметные: Учить устанавливать причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям; формировать представление о том, что в лесу все нужны друг другу. Предметные: Закрепить представление детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями; повторить и закрепить с детьми деревья, птиц, животных, грибы, которые обитают и растут у нас в лесах. Оборудование: Ход мероприятия
|