Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История славянской Библии






????

Просьба хазар о присылке учителя исходила, по-видимому, от языческой части населения. И вызвана была тем, что иудеи и мусульмане настойчиво склоняли их в свою веру. И этим ставили их в затруднительное положение. Император Михаил ІІІ направляет хазарам Константина. Мефодий сам изъявил желание пойти вместе с братом. Братья отправились по черному морю и прибыли в Херсонес, где надолго остановились.

Здесь Константин по свидетельству жития изучил еврейский и самарянский языки. Здесь же он обратил в христианство и крестил двух самарян. А так же он «нашел Евангелие и Псалтирь, писанные русскими письменами, нашел и человека, говорящего русской речью, беседовал с ним, воспринял от него силу русской речи и применяя в своей речи письмена русской гласные и согласные, трудясь над этим с молитвою к Богу в сердце своем. Скоро стал читать и объяснять русское Евангелие, так что многие удивлялись этому и хвалили Бога». Это загадочное место жития до сих пор вызывает споры ученых. Прот. Александр Горский предполагал, что это позднейшая вставка, и многие разделяют его мнение. Существует версия, что там он нашел глаголические письмена, однако эта версия не пользуется поддержкой ученых. Но большинство исследователей считают, что в данном случае слово «русский» относится не к славянам, а к варягам. Которые пользовались готским богослужением, следовательно, в данном случае «русские письмена» следует понимать как готские.

Пребывание в Херсонесе было ознаменовано еще одним важным для истории Церкви событием. Константин узнал, что мощи святого Климента Римского, сосланного в Херсонес и утопленного здесь по приказанию императора Трояна, все еще не найдены. И он стал молить Бога, чтобы ему Господь открыл, где находятся мощи, и с помощью местного епископа он нашел святые мощи.

Прибыв ко двору кагана, братья были приняты там с честью. Константину пришлось вести споры и с хазарами, и с иудеями, и с сарацинами. И он имел успех. По свидетельству жития, всем желающим предоставлена была возможность креститься. И святое крещение приняли около 200 человек. Каган направил в Константинополь благодарственное письмо. Он сообщал, что разрешил всем креститься и добавил, что со временем, быть может, сам примет крещение.

В 862 году в Константинополь обратился моравский князь Ростислав с просьбой прислать в Моравию учителя, который мог бы проповедовать христианскую веру на славянском языке. Император Михаил III решил послать Константина и Мефодия. В ответ на предложение императора Константин ответил, что он слаб телом и болен, но готов идти туда, если моравские славяне имеют письменность на своем языке. Если же письменности нет, то проповедовать опасно, т.к. легко может возникнуть ересь, а обвинения падет на проповедника. В ответ на эти слова Константина царь предложил самому Константину изобрести буквы для славянской письменности, прежде чем отправляться в Моравию. Уединившись со своим братом и другими единомышленниками, Константин с молитвою составлял славянскую азбуку и переводил священные книги, начав с богослужебного Евангелия. Первыми словами, написанными на древнеславянском языке были слова: «Искони бе Слово». В науки нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Константин – кириллицу и глаголицу. Большинство ученых полагают, что он изобрел глаголицу, однако некоторые предполагают, что кириллицу.

Прибыв в Моравию Константин и Мефодий были с честью приняты князем Ростиславом. Князь набрал учеников и дал их в обучение святым братьям. Кроме того, братья занимались переводом богослужебных книг. Перевели утреню, часы, вечерню и литургию. Посещая города и села, Константин и Мефодий проповедовали. Между тем, вскоре после их прибытия в Моравию, моравы снова вынуждены были вернуться в юрисдикцию римского папы. Святые братья, однако, и после этого не вернулись на родину, а продолжали свои просветительские труды. С самого начала им пришлось терпеть притеснения со стороны латино-немецкого духовенства, которое не желало появления национального славянского духовенства. В то время, на Западе была распространена теория о трех священных языках, согласно которой славить Бога можно только на трех языках (на еврейском, на греческом и на латинском языках). Потому что только на этих языках была надпись на кресте Спасителя. И Константин убежденно доказывал несостоятельность этой теории. Через сорок месяцев Константин и Мефодий отправились с учениками для их поставления в церковные степени к латинскому митрополиту, которому принадлежала церковная власть в Моравии, а именно к митрополиту Венеции Виталису. На пути в Венецию они посетили славянского князя Коцела в городе Мозбурге. Князь полюбил славянские книги, которые увидел у святых братьев и дал 50 учеников для обучения. Венецианский митрополит вместо того, чтобы посвятить учеников Константина собрал против него многочисленный собор из епископов, священников и монахов. Собор потребовал у Константина ответа, как он дерзнул перевести богослужебные книги на славянский язык, если ничего подобного не сделали ни Апостолы, ни папы римские, ни великие святые отцы. И когда надлежит славить Бога только на трех языках. Константин ответил, что перед Богом все народы равны, а христианское богослужение совершалось, и совершается вовсе не на трех только языках. Евангелие должно быть проповедано всем народам на их родных языках. Константин прямо назвал своих судей книжниками и фарисеями, затворяющими перед людьми царство Небесное. Святым братьям ничего не оставалось, как искать защиты в Риме. Между тем папа Николай уже услышал о них и сам вызывал их в Рим. Братья отправились в Рим, однако папу Николая они уже не застали. Он умер 13 ноября 867 года. На римский престол 14 декабря взошел новый папа – Адриан II, который не знал, по какой причине его предшественник вызывал Константина и Мефодия в Рим. Услышав, что святые братья несут мощи святого Климента, папа вышел им навстречу загород с крестным ходом, вместе с духовенством и народом. Торжественное внесение мощей в город было ознаменовано чудесами. Адриан II благосклонно принял святых братьев и с почтением отнесся к славянским книгам. Он освятил их и положил в Церкви святой Марии. Из числа учеников святых братьев, прибывших с ними в Рим, по повелению папы были посвящены три священника и два чтеца. Тогда е был рукоположен во священники и святой Мефодий, который до этого был просто монахом, хотя и возглавлял монастырь. После совершенных хиротоний, в первый день служили славянскую литургию в Церкви святого Петра, где на престоле было положено славянское Евангелие, на другой день в Церкви святой Петрониллы, в третий день – в Церкви святого Андрея, затем отслужили еще литургию ночью в Церкви учителя народов святого Апостола Павла над его гробом, при чем в служении участвовал епископ Арсений, один из семи кардиналов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал