Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брахмакара вритти






Брахман есть Сат-чит-ананда (Абсолютное Бытие, Абсолютное Знание,

Абсолютное Блаженство). Он - источник всего. Мы живем в Нем,

движемся и существуем. Он - источник мира и Вед. Он - субстрат и

квинтэссенция всех видимых объектов. Он дает свет и силу разуму,

интеллекту, пране и органам тела. Как Кутастха (Стоящий на вершине),

Он видит все наши побуждения и мысли.

Ум - это брахма-шакти (энергия брахмана). Его синоним - антахкарана

(санскритский термин, который переводится как " внутреннее орудие").

Это слово используется в широком смысле. В это понятие входят манас

(ум), буддхи (разум), читта (сознание) и ахамкара (" ложное эго"). Слово

вритти значит " водоворот". Это волны мысли на поверхности озера ума.

Вритти вызываются воздействием на ум физической пра-ны.

Высшее проявление праны - вритти ума (мысли), низшее - дыхание. Из

ума постоянно исходят неисчислимые вритти. Из глаз выходит луч ума,

принимая очертания и форму объекта, окутывая его. Он срывает

окутывающий все объекты покров, который на ведантическом языке

называется тупа авидья. Эти вритти именуются вишаякара-вритти.

Задача вритти - вызвать аварана бхангу, " удаление вуали". Вритти

горшка удаляют вуаль, или покров с горшка, и он становится объектом

восприятия. Тогда вы можете сказать: " Это - горшок". Такова

ведантическая теория восприятия. Я думаю, что вы достаточно хорошо

понимаете, что такое вишаякара вритги. Вишая - это объекты

удовлетворения чувств. Акара означает " форма". Ум принимает форму

воспринимаемого объекта. Это и есть вишаякара.

Джива (индивидуальная душа) в состоянии неведения дружит с умом и в

унисон с умом, вритти и чувствами день ото дня наслаждается объектами

этого мира. Как только она объединяется с умом, вритти и чувствами,

она начинает вкушать " запретный плод". Она деградирует до уровня

дживы, отягощенной страстью и эмоциями. Она попадается в сансару -

колесо рождений и смертей. Вишая кара-вритти постоянно возникают в

инстинктивном, грубом разуме, наполненном страстями. Посредством

духовной садханы и постоянной вичары их следует преобразовать в

чистые саттвические брахмакара-вритти.

Что это за брахмакара-вритти? Где их истоки? Как узнаем о появлении

этих вритти? Что такое лакшаны? Какова их функция? Какова их

окончательная судьба? Как мы можем вызвать эти вритти?

Сейчас я остановлюсь на всех этих вопросах.

Это - вритти, которые исходят из саттвичной антахкараны. Когда разум

очищен от таких загрязнений, как страсть, гнев, алчность, одержимость,

гордыня, зависть, лицемерие, нетерпимость, эгоизм, привязанность,

ненависть, лень и бездеятельность, он становится саттвическим, чистым

и спокойным.

Уму свойственны три доши (несовершенств): мала (загрязнение),

викшепа (метания) и аваранда (покров невежества). Мала устраняется

упасаной, почитанием божества-хранителя. Чувства должны

контролироваться практикованием дамы (самообладания). Благодара

васана тьяге (отречению от скрытых желаний) следует успокоить ум

посредством практики самы (равного отношения ко всему). Следует

запастись четырьмя средствами спасения: 1) вивекой, различением

между реальным и нереальным; 2) вайрагьей, безразличием к

наслаждениям; 3) шад-сампатом - шестью достоинствами: самой (покоем

ума), дамой (покорением чувств-индрий), титикшей (терпением), упа-

рати (успокоением), шраддхой (верой) и самадханой

(однонаправленным разумом); 4) мумукшутвой (стремлением к

освобождению).

Обретя эти четыре достоинства, нужно приблизиться к сад-гуру. Под его

руководством следует изучать шрути. Садгуру полностью объяснит

природу Адвайта Брахмана - Единого, без второго. Это называется

шравана. Садгуру разъяснит лакшьярху (истинная суть) таких махавакий

(" великих утверждений" Вед), как Тат твам оси, Ахам брахма'сми и т. д.

Посредством доктрины нети-нети садгуру отвергнет пять кош: тело,

прану, разум, буддхи и каузальное (причинное) тело. Садгуру скажет:

" Ныне ты находишься во власти авидьи (невежества). Ты не являешься

физическим телом. Ты не прана. Ты не разум. Ты не буддхи. Ты не

анандамайякоша (тело блаженства). Ты отличен от пяти оболочек. Ты

являешься свидетелем трех состояний: бодрствования, сна со

сновидениями и глубокого сна. Ты вечный, всегда чистый, всегда

свободный, всепроникающий, всезаполненный, единосущий, Сат-чит-

ананда Брахман. Тат твам аси - Ты есть То".

Ученик должен постоянно размышлять над этой новой величественной

адвайтической идеей: Ахам брахма'сми. Этот процесс на ведантическом

языке обозначается термином манана. После мананы он будет

практиковать нидидхьясану на одной идее: Ахам брахма'сми. В это

время возникают брахмакара вритти. Вот слова Шри Шанкарачарьи из

его знаменитой " Атма Бодхи", которые помогают понять, как из чистой

саттвической антахкараны расходятся вритти:

Эвам нирантарабхъяста брахмайвасмити васана, Харатьявидья-викшепан

роганива расаянам.

" Такое постоянное ощущение того, что " я являюсь Брахманом", удаляет

вихри невежества, как эликсир жизни излечивает все болезни".

Теперь приступим к садхане. Сидя в уединенном месте, освободив ум от

страстей, следует смиренно предаться одному Бесконечному " Я", не

думая ни о чем ином.

Для нидидхьясаны совершенно необходимо одиночество. Вы можете

превратить в лес уединенную комнату. Или, если можете себе позволить,

лучше на три года уединиться в Риши-кеше или Уттаракаши (Гималаи).

Эта ведантическая нидидхь-ясана является постоянным созерцанием

одной идеи: Ахам брахма'сми. Во время такого созерцания создаются

брахмакара вритти. Так что брахмакара вритти - это ахам брахма'сми ма-

хавакьяджаньясаттвикантахкарана паринама (модификация чистого

разума, порожденная медитацией на махавакью Ахам брахма'сми).

Только тот, кто владеет садхана чатуштаей и истинным смыслом

махавакьи Ахам брахма'сми может создавать брахмакара вритти путем

глубокой медитации на Ахам брахма'сми, живя в уединении и не

помышляя ни о каких мирских объектах. Когда появляются брахмакара

вритти, все вишая вритти исчезают.

В начале садханы происходит борьба между брахмакара вритти и

вишаякара вритти. Как только проявляются первые, вишаякара вритти

пытаются разрушить превосходящие их брахмакара вритти. В сознание

стараются проникнуть мирские мысли. Когда им это удается, садхака

(тот, кто занят садханой) переходит от брахмакара вритти к вишаякара

вритти. Приходится вновь поднимать себя к брахмакара вритти.

Постоянным усилием можно на какое-то время удержать брахмакара

вритти. Тогда вся санкальпа прекращается.

Как только возникают брахмакара вритти, у садхака появляются

проблески Брахмана. Поддерживать брахмакара вритти в течение

длительного периода времени чрезвычайно сложно. Весьма трудно

сделать брахмакара вритти стхити (прочным) - непрерывным, как

течение масла. У Свами Вишиддхананды были только проблески. Но Шри

Шанкара и Даттатрейя достигли брахмакара вритти стхити. Проблески

также освобождают человека от сансары - когда васаны полностью

разрушены. Глубокое изучение " Нирвана Пракараны" йога Васиштхи

прольет много света на брахмакара вритти.

Синонимами брахмакара вритти являются акхандакара вритти, тадакара

вритти, атмакара вритти, сварупакара вритти, акханда экараса вритти.

Адвайта бхавана рула самадхи является вритти сахита (связанным с

брахмакара вритти). В адвайта авастханарупа самадхи нет вритти. Это -

вритти рахита.

По аналогии с осой и гусеницей (думающей о бабочке) ум становится

тем, на что он интенсивно медитирует (бхрамараки-га ньяя). При

постоянной медитации на Брахман, очищенный разум становится

Брахманом. Это называется вритти тада-карой.

Как опущенная в воду паста из плодов катаки осаждает всю грязь и сама

опускается на дно сосуда, так брахмакара вритти разрушает

примитивную аджняну, мула-авидъю, покрывающую сварупу, в

результате чего феноменальный мир растворяется в Брахмане.

Брахмакара вритти призваны устранить авара-ну (покров). Сыграв свою

роль, они и сами умирают. (Длинная палка, которой пользовались при

кремации мертвого тела, сама сгорает, после того как сгорело тело.)

В случае восприятия объекта вишаякара вритти устраняет аварану туда

авидьи, которая окутывает объект, и рефлексирующий разум (абхаса

чайтанья или вритти сахита чайтанья - интеллект, связанный с вритти)

проявляет объект. С брахмака-рой __________вритти всё иначе, хотя и здесь

интеллект также связан с вритти.

Допустим, в темной комнате внутри горшка лежит маленькая книга.

Разбив горшок, вы книги не увидите. Нужна лампа. Теперь допустим, что

внутри той же самой темной комнаты в горшке находится маленькая

лампа. Когда горшок разбит, лампа светится сама, ей не нужно

постороннее освещение. Аналогично, когда скрывающая Брахман

аварана удалена брах-макарой вритти, Брахман сам сияет своей

собственной Славой, ибо Он - самосветящийся. Для того чтобы явился

Брахман, нет необходимости в разуме, связанном с брахмакарой вритти.

Но в случае восприятия объекта, для его проявления необходим разум,

связанный с вритти. В этом различие между ними.

Брахмакара вритти является только средством, а не целью. В Брахмане

нет вритти джняны. В Брахмане нет вритти; в Нем только сварупа

джняна. Брахман - это Чидгхана (облако знания). Чтобы достичь брахма

джняны, нужно устранить все вритти. Даже последние брахмакара

вритти должны раствориться.

Вы можете спросить, почему термин брахмакара вритти присвоен (как

мы объясняли) саттвичному вритти, если Брахман не имеет акары

(формы). Когда все вишаякара вритти останавливаются, тогда

появляются брахмакара вритти, которые являются средством достижения

Брахмана. Так что термин брахмакара вритти вполне оправдан.

Содержащиеся в третьей главе этой книги различные виды формул

помогут вам посредством медитации вызвать эти брахмакара вритти.

Тысяча благодарностей брахмакара вритти, которые помогают нам

достичь высочайшей цели человеческого существования. Спасибо также

махавакьям Тат швам аси и Ахам брах-ма'сми. Поблагодарим затем То,

выше чего ничего нет, обладающее блаженством, выше которого нет, и

счастьем, выше которого нет, -Сварупу, Брахмана, Сат-чит-ананду. В

сущности, вы есть Брахман; вы есть Сат-чит-ананда Сварупа. Осознайте

это, порождая брахмакара вритги, и будьте свободны.

Да породите вы все брахмакара вритти из саттвичной антах- караны -

чистого интеллекта, заостренного и утонченного джапой и медитацией

на Ом\ Практикуйте состоящую из четырех частей садхану. Да осознаете

вы посредством медитации на Ом недвойственное состояние вечного

блаженства! Да войдете вы все в адвайта-ништху, в нирвикальпа

самадхи, в которой сгорают все самскары и васаны мира, которая

посредством пранава упасаны дарует Бессмертие! Посредством брахма

бхаваны покойтесь в своей сат-чит-ананда сварупе, которая -вне разума

и дискуссий!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал