Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г) Свобода во Христе (5,1-12)
Изложив галатам учение о свободе от закона Моисеева, апостол говорит о свободе жизни во Христе. Все подзаконное время апостол называет рабством, а новозаветное время – свободой. «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (5, 1). Эта свобода заключается, прежде всего в свободе от грехов, а также и от закона, данного ради грехов. Поэтому если христиане хотят воспользоваться дарованной им свободой, то не должны обрезываться, во-первых, потому что с обрезанием связан весь закон; во-вторых, потому что обрезывающимся «не будет … никакой пользы от Христа» (5, 2). Обревающийся как бы боится закона, значит, не верит силе благодати, а не веруя, и не получает ее. Мы же, хрис-тиане, «духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (5, 5). Вера же, любовью споспешествуемая, дает то, чего не смог дать закон, а именно – оправдание и спасение: «Ибо во Христе Иисусе не имеет си-лы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5, 6). В деле оправдания человека действует вера, но не сама по себе, как умственное принятие, но «действующая любовью», т.е. выражающаяся в делах любви, иначе – добродетельная вера. Как видим, апостол Павел учит так же, как и апостол Иаков, что вера без дел мертва (Послание Иакова 2, 17). Если бы апостол проповедовал при вере и обрезание, тогда он не был бы гоним и тогда «соблазн креста прекратился бы» (5, 2).[80] Как замечает Златоуст, иудеев соблазняла не столько проповедь о Распятом, сколько требование не следовать отеческим законам и обычаям.[81] 4. Нравоучительная часть: увещание к христианской жизни на началах свободы от закона (5, 13-6, 10)
4.1. Общее начало христианской жизни (5, 13-26)
Условием христианской нравственности апостол Павел провоз-глашает свободу, – свободу от греха и закона Моисеева, а главным принципом ее является христианская любовь: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (5, 13-14). Христианство провозгласило свободу, но мы не обязаны употребить ее не к угождению плоти, а к получению более высокого состояния, чем то, которое мы имели под законом. Апостол указал легкий, доступный всем способ достичь этого: любить друг друга. Любовь обладает внутренней живительной силой, почему она, хотя и связана всегда с самопожертвованием, легка и приятна и ведет к совершенству. Там же, где, вместо любви, блюдется закон, там появляется несогласие, зависть, распри, лишь внешне сдерживаемые законом, но не искореняемые им (5, 15). Почему же апостол указал только на любовь к ближнему, а не к Богу? Епископ Феофан, ссылаясь на блаженного Августина, объясняет это так: любовь к ближним видима и осязаема; она всегда предполагает и любовь к Богу. Наоборот, любовь к Богу неосязаема и невидима, и, дабы никто ошибочно не предположил, что уже имеет ее, апостол первым условием поставил любовь к ближним.[82] Освободившись от закона, верующие приняли Духа Святого, Который в сердцах их пишет Свои духовные законы. По ним и должны жить верующие, преодолевая плотские похоти: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть делает противно-го духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся»(5, 16-17). «Плотию» назвал здесь апостол наклонность воли к греховным и страстным чувствам, которые, исходя из души, проявляются в нашей чувственной телесной природе. Среди «дел плоти» апостол упоминает только самые грубые, но типичные среди языческого мира, всего 18 видов греховных дел (5, 19-21). Приверженные хоть одному из грехов «Царствия Божия не наследуют» (5, 21). Под «плодами духа» апостол понимает добродетели, возращенные обитающей в душе благодатью Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5, 22-23). Апостол замечает, что между этими двумя началами: законом плоти и законом духа всегда идет непримиримая борьба: это борьба света и тьмы, борьба добра со злом (5, 17). Этой борьбы незаметно там, где дух раболепствует плоти, как у сластолюбивых и невоздержанных грешников, хотя у них временами пробуждается мучительное сознание своего нравственного падения. Но как только человек решается жить духовно, желает возвратить своему богоподобному духу его права, – тотчас начинается борьба и противоборство со стороны плоти. Этой борьбы не избегает никто, и вестись она должна до полной победы духа над плотью: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотьми» (5, 24).[83] Только с течением времени, при содействии благодати Божией, борьба все слабеет и слабеет, даруя подвижнику минуты высшего блаженства единения с Богом.
4.2. Правило поведения духовно совершенных по отношению к немощным (6, 1-10)
Изложив начала духовной жизни христиан и показав, как тяжела духовная борьба, в которой человек может временами падать и восставать, апостол теперь обращается к «духовным», т. е. предстоятелем общин, и заповедует им не тщеславиться собой, своим совершенством, ибо оно есть плод благодати Святого Духа, а впадших в прегрешение исправлять в духе кротости, снисхождения, долготерния и любви. «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (6, 1-2). Закон Христов, таким образом, есть закон любви; любовь же есть служение, ношение «бремени друг друга». Апостол предостерегает от самообольщения, самохвальства, зная сколь изменчиво и непрочно наше духовное состояние, как легко мы теряем его, не укрепляемые благодатью: поэтому «каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (6, 4). И усовершившийся в чем-либо должен сравнивать себя не с немощным братом, а с совершенной нормой христианства: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен» (Евангелие от Матфея 5, 48). Рассматривая себя так, мы убедимся, что нечем нам гордиться. Апостол призывает верующих оказывать пресвитерам всякую честь и помощь в их нуждах, давая тем самым повод к обнаружению дел любви и милосердия: «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (6, 6). Суетно и неразумно христианину полагаться на жизнь плотскую, – ведь все, что отдано плоти, посеяно в плоть, оканчивается тлением и исчезает. Только «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (6, 8). Апостол Павел призывает пребывать в добре независимо от награды и не унывать, если эта награда приходит не скоро. Награда бывает не в начале рабочего дня, а в конце его: «в свое время пожнем» (6, 9), – говорит апостол. Нельзя также откладывать делание добра на будущее, ибо в любой момент может случиться так, что даже и при желании делать добро уже будет поздно, ибо время неумолимо идет к концу. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (6, 10). Заключение
В заключение (6, 11-18) апостол хочет расположить всех к принятию вышеизложенных наставлений, оградить от влияния лжеучителей, которые все делают ради корысти, лишь бы «не быть гонимым за крест Христов» (6, 12). Лжеучители, совращавшие галатов, отвергали крест как таковой, чем упраздняли для себя весь крестный подвиг Спасителя, уповая на обрезание. Этим они маскировались под иудеев и тем самым избавляли себя от гонений».[84] В противоположность им апостол говорит, что он верит в силу креста и им одним хвалится: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (6, 14). Каким же крестом желает хвалиться апостол Павел? Тем, которым для него мир распят, и он для мира (6, 14). Начало такому распятию миру, т.е. всему земному, временному и греховному: чести, славе, богатству, утехам и т. д. полагается в крещении; затем оно совершается на протяжении всей земной жизни христианина. Самому же обрезанию, как устраняющему крест Христов, апостол выносит суровый приговор: «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (6, 15), т.е. новая жизнь во Христе. Во Христе человек как бы пересоздается заново, ибо обновляется, освящается, восстанавливается первозданная чистота его как образа Божия. Все это достигается при жизни по заповедям Христовым и шествовании путем Христовым, что апостол и подтверждает своей жизнью: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (6, 17), [85] т. е. раны от побоев, трудов и изнурений за дело Христово. В конце Послания, которое написано собственноручно (6, 11), апостол преподает апостольское благословение. Вопросы для повторения Послания к Галатам I 1. Что известно об основании Церкви в Галатии? 2. Что составляет повод и цель написания послания? 3. Какие главные разделы послания? 4. Чем характерно вступление послания? (1, 1-5) 5. За что укоряет апостол Павел галатов? (1, 6-7) 6. Какой суд произносит апостол над лжеучителями? (1, 8-9)
II 1. Какой источник благовестия апостола Павла? (1, 11-12) 2. Какие биографические сведения привел апостол Павел и зачем? (1, 13-24) 3. Что говорит апостол Павел о встрече с апостолом Петром? (1, 18-19) 4. Как встретили апостола Павла «столпы апостолов»? (2, 2) 5. Как вел себя апостол Павел на апостольском Соборе? (2, 4) 6. Как отозвался апостол Павел о непринципиальном поведении апостола Петра? (2, 1-21) 7. Почему при вере во Христа невозможно надеяться на оправдание от Закона? (2, 1 -20)
III 1. Каким образом показывает апостол необязательность закона Моисеева в деле спасения? (3, 1-14) 2. Кто суть истинные сыны Авраама? (3, 7) 3. Кто освободил нас от клятвы закона? (3, 8-13) 4. В чем состояло несовершенство закона? (3, 15-18) 5. Зачем дан был закон и на какой срок? (3, 19) 6. Через кого преподан закон, а через кого обетование? (3, 19-20) 7. Чему уподобляется закон? (3, 24) 8. Какие обетования дает вера? (3, 26-27) 9. Имеют ли значение национальные, социальные и другие различия людей в их отношении ко Христу? (3, 28)
IV 1. С чем и почему сравнивает апостол Павел подзаконных? (4, 1-3) 2. Когда мы освобождаемся от рабства закону? (4, 4-5) 3. Апостол на Рождество Христово (4, 4-7) 4. Какое мы имеем свидетельство нашего сыновства Богу? (4, 6) 5. За что укоряет апостол Галатов? (4, 9-10) 6. Как возбуждает апостол Галатов к прежней вере? (4, 14-15) 7. Какое прообразовательное значение было в рождении сынов Авраама? (4, 22-25) 8. Какое пророчество Исаии о свободных чадах Церкви и синагоге дал апостол? (4, 27-29)
V 1. Как называет апостол Павел время подзаконное и время новозаветное? (5, 1) 2. Почему при вере нельзя обрезываться? (5, 2-5) 3. На какую веру указывает апостол? (5, 6) 4. Что является главным принципом христианской жизни? (5, 13-14) 5. Как апостол Павел изображает духовную брань в человеке? (5, 16-22) 6. Где незаметна, где возникает и до каких пределов надо вести духовную борьбу? (5, 24) 7. Как должны относиться духовные к согрешившим? (6, 1-2) 8. Как можно исполнить закон? (6, 2) 9. Как предостерегает апостол Павел от самообольщения? (6, 4-6, 6) 10. Почему неразумно полагаться на плотскую жизнь? (6, 8) 11. Почему надо спешить делать добро? (6, 9-10) 12. Чем хвалиться апостол? (6, 12-14) 13. Что означают слова апостола: «язвы Господа Иисуса Христа на теле моем?» (6, 17)
|