![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Износ основных фондов их капитальный ремонт и модернизация
Основные фонды на предприятии в процессе их эксплуатации постоянно изнашиваются, и для поддержания их в работоспособном состоянии периодически необходимо проводить их ремонт. Различают физический (материальный) и моральный (экономический) износ. Физический износ означает материальный износ основных производственных фондов под воздействием процесса труда или сил природы (стирание рабочих органов, коррозия металлических частей и конструкций, гниение деревянных частей, выветривание и т.п.). Физический износ ОС происходит в процессе их использования или бездействия. Общее этих видов износа состоит в том, что ОС теряют во времени свои технико-экономические свойства. Отличие состоит в процессе возмещения стоимости: 1) физический износ первого вида возмещается за счет перенесения стоимости ОС на изготавливаемый продукт; 2) второй вид износа означает потери. Физический износ ОПФ находится в прямой зависимости от нагрузки, качества ухода, уровня организации производства, квалификации рабочих и других факторов. Физический износ может быть определен двумя способами. 1. По срокам службы объекта ОС (объему выполненных работ): где И1ф - размер физического износа, %; Тф, Тн - фактический и нормативный сроки службы объекта основных средств, лет; Л - ликвидационная стоимость ОС в процентах от балансовой стоимости, %. 2. По данным обследования технического состояния ОС. При этом определяют физический износ отдельных конструктивных элементов, а затем определяют средневзвешенный процент износа в целом по объекту: где И2ф – размер физического износа ОС в процентах при техническом обследовании; fi - стоимость i-го конструктивного элемента, руб.; ii - % физического износа i-го конструктивного элемента; Fп - первоначальная стоимость объекта ОС, руб. Под моральным износом основных производственных фондов понимается их несоответствие современному уровню техники, снижение технико-экономической целесообразности их эксплуатации. Моральный износ выражается в двух формах: 1) уменьшение стоимости ОС вследствие сокращения издержек на их создание в связи сростом производительности в отраслях, производящих эти средства. Для этой формы износа характерно частичное обесценивание ОС в сфере их потребления. Определение морального износа первой формы осуществляется по формуле: где И1м – моральный износ первой формы, %; Fп - первоначальная стоимость ОС, руб.; Fв - восстановительная стоимость ОС, руб.; 2) преждевременное, до окончания срока физической службы, обесценивание действующих ОС вследствие ввода в эксплуатацию более производительных средств труда. Продолжение их использования тормозит рост производительности труда, а досрочное изъятие – приводит к потере недоамортизированной стоимости. Определение морального износа второй формы происходит по формуле: где И2м – моральный износ второй формы, %; Пн, Пс - производительность новых и морально устаревших ОС. Различают три вида ремонта: восстановительный, текущий и капитальный. Восстановительный ремонт — это особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами: стихийными бедствиями (наводнение, пожар, землетрясение), военными разрушениями, длительным бездействием основных фондов. Восстановительный ремонт осуществляется за счет специальных средств государства. Текущий ремонт — это мелкий ремонт и производится в процессе функционирования основных фондов, как правило, без длительного перерыва процесса производства. При мелком ремонте заменяются отдельные детали и узлы, осуществляются определенные починочные работы и другие мероприятия. Капитальный ремонт — это существенный ремонт основных фондов и связан с полной разборкой машины, заменой всех изношенных деталей и узлов. После капитального ремонта технические параметры машины должны приблизиться к первоначальным. Модернизация представляет собой техническое усовершенствование основных фондов с целью устранения морального снашивания и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего оборудования. По степени обновления различают частичную и комплексную модернизацию (коренная переделка). По способам и задачам проведения различают модернизацию типовую и целевую. Типовая модернизация — это массовые однотипные изменения в серийных конструкциях; целевая — усовершенствования, связанные с потребностями конкретного производства. Условную экономию или дополнительную прибыль от проведения модернизации можно определить по формуле где DC — снижение себестоимости продукции; D П — дополнительная прибыль; С1, С2 — себестоимость изготовления единицы продукции до и после проведения модернизации; V2 — объем выпуска продукции после модернизации. Для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции предприятия могут создавать ремонтный фонд (резерв) с отчислениями в него средств по определенным нормативам. Ремонт и содержание объектов основных фондов непроизводственного назначения осуществляются за счет чистой прибыли предприятия — прибыли после налогообложения. Затраты на ремонт в значительной степени зависят от физического износа основных производственных фондов, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Поэтому на каждом предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного физического и морального износа оборудования. Если на предприятии физический износ активной части основных фондов существенный (превышает 40%), то в этом случае приходится создавать мощные ремонтные подразделения, чтобы можно было поддерживать машины и оборудование в работоспособном состоянии. Численность ремонтного персонала в этом случае может доходить до 60% общей численности рабочих. Особенно это характерно для горнорудных предприятий. В этих условиях затраты на ремонт очень значительные и предприятию необходимо найти пути их уменьшения. Восстановление изношенных деталей позволяет: • ликвидировать дефицит некоторых запасных частей и своевременно проводить все виды ремонтов; • снизить затраты на ремонт, так как восстановление деталей, как правило, более выгодно, чем приобретение новых или вновь изготовленных; • уменьшить транспортные расходы на доставку запасных частей на предприятие. Восстановление изношенных деталей с экономической точки зрения выгодно, если: при сравнении с приобретением новых деталей при сравнении с изготовлением новых деталей собственными средствами где Cв — себестоимость восстановления деталей; Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Кв — капитальные вложения для приобретения специального оборудования, необходимого для восстановления изношенных деталей (если в этом есть необходимость); g — коэффициент, учитывающий разницу в сроках службы новой и восстановленной детали, который определяется соотношением срока службы новой детали к сроку службы восстановленной, доли ед.; Зтр — транспортные затраты на доставку деталей от изготовителя до предприятия; Сизг — себестоимость изготовления новой детали собственными силами; Кизг — капитальные вложения для приобретения оборудования, необходимого для изготовления деталей (если в этом есть необходимость).
|