![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концентрация, специализация и кооперирование производства
Концентрация производства — это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях). Концентрация производства реализуется в четырех основных формах: концентрация специализированного производства; концентрация комбинированных производств; кооперирование; увеличение мощности универсальных предприятий. Концентрация производства позволяет применять высокоэффективные технологии, инструмент и оборудование, специализированные и специальные технологические машины, современные методы организации производства, комплексно использовать сырье и материалы, уменьшить число управленческих работников, а также реализовывать крупные проекты по совершенствованию и модернизации выпускаемой продукции. Концентрация производства развивается под влиянием двух факторов: роста потребности в определенных видах продукции; научно-технического прогресса в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции и снижения ее цены. Специализация производства — выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции. Углубление специализации дальнейшим разделением труда. Однородность производственной продукции обеспечивается: технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию потребителем; изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции; выполнением отдельных, обособленных стадий технологического процесса; оказанием услуг вспомогательных производств. Соответственно этому, различают четыре вида специализации предприятий: 1. Предметная специализация состоит в том, что каждое предприятие ограничивается изготовлением конструктивно-технологически однородной, конечной продукции (автомобили, телевизоры, полимерное и химическое оборудование и т.д.). 2. Подетальная специализация характеризуется сосредоточением производства отдельных деталей, полуфабрикатов, заготовок, узлов или агрегатов. 3. Технологическая специализация проявляется в том, что самостоятельные предприятия ограничиваются выполнением отдельных стадий технологических процессов (автосборочный, радиосборочный заводы и т.д.). 4. Специализация вспомогательных производств, к которой относятся инструментальные и ремонтные цеха (завод), цеха по производству тары и упаковки и другие, осуществляется путём концентрации однородного вспомогательного производства на самостоятельных специализированных предприятиях или путём создания базовых специализированных цехов на действующих предприятиях. Специализация упрощает систему управления и обслуживания производства, сокращает объём работ по технической подготовке, оперативному учёту и контролю, способствует улучшению использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех этапах производственного цикла. Преимущества специализации: повышает производительность труда; сокращает длительность производственного цикла изготовления деталей, их качество; ускоряет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции; повышает рентабельность производства. Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве. Показатели уровня специализации: Количество разнородных видов продукций, изготавливаемых на одном предприятии (снижение номенклатурных позиций плана выпуска продукции повышает уровень специализации). Удельный вес профильной продукции в общем объёме производства. К профильной продукции относится продукция, на изготовлении которой специализировано предприятие, оборудование, технологический процесс и специализация кадров. Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции. Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика. Уровень кооперации производства характеризуют: коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий; Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической и экономической целесообразностью. Виды кооперирования производства: По характеру участия в процессе кооперирования: кооперация «со стороны»; кооперация «на сторону». По территориальному признаку: внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе); межрайонная. По характеру использования производственной базы: кооперирование на базе специализации; кооперирование на базе свободных производственных мощностей. Для оценки уровня кооперирования используют следующие показатели: удельный вес кооперированных поставок в себестоимости готовых изделий; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; удельный вес, в общем объёме кооперации, поставок по внутрирайонному и межрайонному кооперированию. Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счёт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия.
|