Для шарикоподшипника
, (7.36)
где динамическая нагрузка на подшипник, Н;
= 0, 5; = 7008 ч.; и , – см. расшифровку параметров формулы (7.35);
динамическая грузоподъемность шарикоподшипника, Н [см. 1, таблица 24.10, стр. 459].
Примечание. При расчетах по формулам (7.35) или (7.36) сначала проверяется грузоподъемность подшипника легкой серии, и только при невыполнении соотношения берется подшипник средней серии.
Для выбранных по разделам 7.4.1 или 7.4.2 подшипников указываем обозначение по ГОСТ и выписываем следующие данные:
для роликоподшипника – ;
для шарикоподшипника – .
Для обеспечения построения роликоподшипника на чертеже выполняем расчет размеров элементов внутренней конструкции подшипника по методике, изложенной на рис. 7.3: .
Примечания: 1. Размеры и на рис. 7.3 определяем при построении роликоподшипника на чертеже.
2. Примеры обозначения подшипника серии диаметров 2 (легкая серия) при (d) = 90 мм:
· роликоподшипник – «Подшипник 7218А ГОСТ 27365–87»;
· шарикоподшипник – «Подшипник 218 ГОСТ 8338–75».
По конструктивной схеме №1 внутреннее кольцо роликоподшипника (или шарикоподшипника) через распорную втулку поджимает ступицу зубчатого колеса к буртику на валу с диаметром (см. ниже). Вращающий момент от зубчатого колеса передается валу с помощью шпоночного соединения (см. рис. 7.5).
– диаметр вала под зубчатое колесо, мм:
, (7.37)
при этом конструктивная добавка (5…15) мм варьируется в зависимости от значения :
· (5…7) мм для ;
· (8…12) мм для ;
· (13…15) мм для .
Примечание. Желательно, чтобы значение было кратным 2 или 5.
Для диаметра по таблице 7.7 производим выбор призматической шпонки исполнения 1 (с закругленными краями) ГОСТ 23360–78 и выписываем следующие параметры: ; ; ; ; .
Рабочую длину шпонки рассчитываем из условия прочности на смятие, мм:
, (7.38)
где – см. расшифровку формулы (7.34);
= 100 МПа – допускаемое напряжение смятия;
и – параметры шпонки (см. выше).
По формуле (7.25) находим длину шпонки, мм: .
Полученное значение округляем в бó льшую сторону до ближайшей стандартной величины (см. «Примечание» к таблице 7.7). Пример обозначения шпонки – там же.
Конструктивная схема зубчатого колеса представлена на рис. 7.6, а также на конструктивной схеме №1. Подробнее конструкцию цилиндрических зубчатых колес см. в учебном пособии [1, раздел 5.1].
– длина ступицы зубчатого колеса, мм:
= + 10, (7.39)
где принятое (стандартное) значение длины шпонки. При этом для должны быть выдержаны соотношения (7.3), рекомендуемые в разделе 7.1.2: > и =(0, 8…1, 5) . В случае, если не входит в диапазон (0, 8…1, 5) , необходимо увеличить диаметр на (5…8) мм, заново определить параметры шпонки ( ; ; ; ; ), по формуле (7.38) рассчитать рабочую длину шпонки , принять (при необходимости) новое стандартное значение длины шпонки и заново рассчитать длину ступицы по формуле (7.39), добиваясь выполнения соотношений (7.3).
диаметр ступицы зубчатого колеса, мм:
, (7.40)
при этом бó льшие значения – для шпоночного соединения колеса с валом (меньшие значения принимаются в случае применения шлицевого соединения).
Примечание. Значение округляем до величины, кратной 2 или 5 (см. пример в разделе 7.1.1).
Ширину торцов зубчатого венца (см. рис. 7.6) принимаем, мм: , (7.41)
где и – см. раздел 7.1.2.
Толщина диска, мм: , (7.42)
где . (7.43)
В случае, если соотношение (7.42) не выдерживается, допускается принимать: , (7.44)
при этом значение округляется до величины, кратной 2 или 5.

Рис. 7.6
На торцах зубчатого венца (зубьях и углах обода) выполняют фаски: , которые округляют до стандартного значения по таблице 7.9.
Таблица 7.9
, мм
| 20…30
| 30…40
| 40…50
| 50…80
| 80…120
| 120…150
| 150…250
| 250…500
| , мм
| 1, 0
| 1, 2
| 1, 6
| 2, 0
| 2, 5
| 3, 0
| 4, 0
| 5, 0
|
На прямозубых зубчатых колесах фаску выполняют под углом , на косозубых колесах при твердости менее 350 НВ – под углом , а при более высокой твердости – .
Острые кромки на торцах ступицы также притупляют фасками, размеры
которых принимают по таблице 7.9 в зависимости от диаметра вала под зубчатое колесо .
диаметр буртика для упора зубчатого колеса, мм:
, (7.45)
при этом минимальные значения конструктивной добавки – для мм, средние значения – для мм, максимальные – для мм.
Для определения длины буртика находим расстояние между боковыми внутренними стенками корпуса редуктора , мм:
, (7.46)
где – торцовый зазор (см. раздел 7.1.2);
– ширина зубчатого венца шестерни (там же);
– длина ступицы червячного колеса (см. раздел 7.3, формула 7.26);
– длина буртика промежуточного вала (см. раздел 7.3, формула 7.29).
– длина буртика между торцом ступицы зубчатого колеса и торцом внутреннего кольца подшипника, мм:
а) для роликоподшипника
; (7.47)
б) для шарикоподшипника
, (7.48)
где см. формулу (7.46);
– торцовый зазор (см. раздел 7.1.2);
– длина ступицы зубчатого колеса (см. формулу 7.39);
– высота выступа крышки подшипникового узла на выходном валу (см. раздел 7.5, поз. 4, параметр );
– параметр роликоподшипника (см. выше данные подшипника, размер );
– параметр шарикоподшипника (см. выше данные подшипника, размер ).
высота прилива на корпусе редуктора и крышке корпуса для гнезда подшипникового узла, мм:
а) для роликоподшипника
; (7.49)
б) для шарикоподшипника
, (7.50)
где толщина стенки корпуса редуктора (см. раздел 7.6);
и – см. выше.
– рекомендуемое расстояние от поверхности прилива под подшип-никовый узел до наружной поверхности корпуса редуктора в зоне расположения болта крепления крышки редуктора к корпусу: = 33 мм для = М12; = 39 мм для = М16; = 48 мм для = М20. Величина диаметра резьбы болта определяется в разделе 7.6.
– длина распорной втулки между торцом ступицы зубчатого колеса (совпадает с торцом зубчатого венца колеса) и торцом внутреннего кольца подшипника, мм:
а) для роликоподшипника
; (7.51)
б) для шарикоподшипника
, (7.52)
расшифровку – см. выше к формулам (7.49) и (7.50).
|