Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 12. 1.Основные направления взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления.Экономическое регулирование






1.Основные направления взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления. Экономическое регулирование, государственная поддержка, государственный контроль и надзор, государственные гарантии прав местного самоуправления и др

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

подразумевает, что они являются партнерами. Для муниципалитетов взаимодействие с органами государственной власти является одной из важных составных частей деятельности. Воздействие на формирование государственной политики в области местного самоуправления муниципальные органы власти оказывают через свои союзы и ассоциации. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. Они имеют право и реальную возможность вносить в эти органы проекты законодательных актов или поправки в действующие законы.

Характеризуя порядок взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ. Р. В. Бабун выделяет принципы:

— обязательности для органов местного самоуправления законов и иных правовых актов субъекта РФ, принятых в пределах его компетенции;

— самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, невмешательства органов государственной власти субъектов РФ в эти вопросы и. соответственно, невмешательства органов местного самоуправления в вопросы, являющиеся предметом ведения субъекта РФ:

— сотрудничества в решении общих задач;

— наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ строго на законодательной основе.

 

Важным направлением деятельности государства в области местного самоуправления являются экономическое регулирование, государственная поддержка, государственный контроль и надзор, государственные гарантии прав местного самоуправления и др.

Экономическое регулирование. Осуществляется путем наделения имуществом и финансовыми средствами, через использование механизмов налогового и бюджетного регулирования.

Государственные гарантии прав местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации (ст. 133) устанавливает следующие основные государственные гарантии прав местного самоуправления:

право на судебную защиту;

право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Данный момент конкретизируется в федеральном законе № 131-ФЗ (ст. 3), где указано, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Эти права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Система государственных гарантий прав местного самоуправления включает в себя общие и специальные гарантии.

Общие гарантии представляют собой законодательные нормы, которыми гарантируется соблюдение тех или иных прав местного самоуправления, таких как недопустимость решения вопросов о территориях и границах муниципальных образовании без учета мнения населения, недопустимость осуществления местного самоуправления органами государственной власти, социальные гарантии для муниципальных служащих, право на создание ассоциаций и союзов муниципальных образований, право муниципальных образований на собственную символику и др.

Специальные гарантии представляют собой юридические установления, обеспечивающие возможность юридической защиты общих гарантий, т. е. конкретные механизмы судебной и иной зашиты тех прав и полномочий местного самоуправления, которые охватываются общими гарантиями.

Гарантией местного самоуправления является право на судебную защиту от посягательств со стороны государства. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, государственных должностных лиц, других органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, если эти акты нарушают права граждан на местное самоуправление. Большая работа по судебной защите конституционных прав местного самоуправления проводится Конституционным судом РФ.

Государственная поддержка. К формам государственной поддержки местного самоуправления относятся организационная, методическая, информационная, а также поддержка в области разработки программ социально- экономического развития и подготовки кадров.

В федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ) в п. 3 ст. 1 указано, что органы государственной власти субъекта РФ содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта РФ. В ст. 26.3 указанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера, организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, строительство и содержание автомобильных дорог общего назначения межмуниципального характера, организация пригородного и межмуниципального транспортного обслуживания населения. При этом под межмуниципальными объектами, программами и проектами понимаются объекты, программы, проекты, предназначенные для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.

Что касается организационной поддержки, т. е. консультирования, инструктирования, методической помощи, а также помощи в решении текущих проблем, то для этой цели в администрациях многих субъектов Российской Федерации существуют специальные отделы. Кроме того, этой работой занимаются все другие подразделения администрации, работающие на территории муниципалитетов. Без такой помощи муниципальные образования пока не могут обойтись. Особенно она важна для вновь созданных муниципальных образований поселений.Специально созданная система учебных заведений осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для органов местного самоуправления. В соответствии со специальной программой идет повсеместная компьютеризация деятельности органов местного самоуправления. В рамках этой программы органы государственной власти организуют поставку компьютерной техники и распространение необходимых программных продуктов.

На федеральном уровне основные вопросы государственной поддержки местного самоуправления возложены на Министерство регионального развития РФ, вопросы развития муниципального сектора экономики — на Министерство экономического развития и торговли РФ, вопросы финансового обеспечения деятельности местного самоуправления — на Министерство финансов РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе имеются профильные комитеты по вопросам местного самоуправления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал