Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 14. 1.Теоретические основы антимонопольного регулирования.Рынки несовершенной конкуренции






1.Теоретические основы антимонопольного регулирования. Рынки несовершенной конкуренции. Рыночная власть. Максимизация прибыли фирмой-монополией. Социальные издержки монополизации. Естественная монополия.

Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него;

совершенная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде;

полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;

высокая степень однородности производимых отраслью товаров (отсутствие товаров-заменителей);

каждый из участников конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Рыночная среда, порождаемая отношениями совершенной конкуренции, представляет собой лишь одну из рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется «несовершенная».

Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии.

Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют «монополистическая конкуренция».

Кроме основных типов рыночных структур существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется «фирма, использующая ценовую дискриминацию».

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства. Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС): MR = MC.

Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.

Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 28.1).

Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ) х QM.

Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 28.2).

Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.

В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.

Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде.

Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.

В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.

Социальные издержки, связанные с монополией – это альтернативные издержки. Они представляют собой общую величину выгоды, которой жертвует общество, допуская сокращение производства до монопольного уровня. А не стимулируя его расширения до конкурентного уровня.

2.Федеральные государственные органы с особым статусом. Потребность в формировании государственных органов с особым статусом. Счётная палата Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации. Следственный Комитет РФ. Центральный Банк Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия РФ. Уполномоченный по правам человека в РФ.

Федеральные органы с особым статусом не входят ни в одну из трех отраслей государственной власти, но тем не менее осуществляют значительные государственные функции и являются составной частью механизма осуществления власти.

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;

Полномочные представители Президента РФ в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

Органы прокуратуры РФ (является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;

Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

Счетная палата РФ. Счетная палата - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным собранием и подотчетный ему. Обладает организационной и функциональной независимостью. Формально не относятся ни к одной ветви власти.

Функции и полномочия

Основные задачи счетной палаты заключаются в организации и осуществлении контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

Счетная палата:

Определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральных и внебюджетных фондов

Проводит финансовую экспертизу проектов ФЗ и нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет ФБ или влияющих на формирование или исполнение бюджета

Осуществляет анализ выявленных отклонений от установленных показателей ФБ, осуществляет контроль за законностью движения средств ФБ.

Осуществляет контроль за управлением и обслуживанием внутреннего и внешнего долга России, а также за эффективностью и законностью использования иностранных кредитов и займов и многое другое.

Контрольные полномочия СП распространяются на все государственные органы и учреждения РФ, федеральные внебюджетные фонды (в плане использовании бюджетных средств), органы местного самоуправления и любые предприятия, получающие деньги из федерального бюджета.

Организационная структура

В соответствии с законом в состав счетной палаты входят председатель, заместитель, аудиторы и аппарат Счетной палаты. Председатель и половина состава аудиторов (6 человек) назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной думой, а заместитель председателя и оставшаяся половина (6 человек) назначаются Советом Федерации. Счетная палата назначается на 6 лет. 12 аудиторов возглавляют определенные направления, отделы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал