Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный контроль и надзор за деятельностью.






Принципы и Границы контроля определены ст. 8 Европейской хартии. Согласно этим принципам, административный контроль должен:

осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом;

предназначаться лишь для обеспечения законности и конституционных принципов;

осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости защищаемых интересов.

Особое место занимает надзор и контроль государства за выполнением органами местного самоуправления делегированных им государственных полномочий. Органы Федерального казначейства и органы финансового надзора осуществляют контроль использования органами местного самоуправления бюджетных средств, в том числе полученных от органов государственной власти.

Деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления в отдельных сферах муниципальной деятельности осуществляют федеральные службы государственного надзора, имеющие на местах свои территориальные органы и охватывающие широкий крут вопросов. К ним относятся федеральные службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, по труду и занятости, по надзору в сфере образования и науки, по надзору в сфере экологии и природопользования, по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральная служба по тарифам и др.

Общий надзор за соблюдением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления возложен на Прокуратуру РФ. В случае выявления противоречащих закону муниципальных правовых актов соответствующий прокурор обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу. Протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок или на ближайшем очередном заседании представительного органа местного самоуправления. В случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд.

Подконтрольным является и сам устав муниципального образования. Он должен строго соответствовать законодательству. Это соответствие контролируется органом юстиции в момент регистрации устава. На уровне субъекта Российской Федерации решения, принятые органом государственной власти, обязательны для исполнения на всей территории. Следовательно, все, что касается муниципальных образований в данном решении контролируется соответствующим органом субъекта Российской Федерации.

В рамках своей компетенции надзорные органы вправе:

— направлять органам и должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных на них задач;

— при выявлении нарушений или невыполнении возложенных на органы местного самоуправления задач и обязательств направлять им соответствующие предписания:

— вносить в случаях, если органы и должностные лица местного самоуправления в установленные сроки не выполнят рекомендаций органа государственного надзора, представления в органы прокуратуры.

Основными методами решения противоречий между органами местного самоуправления и органами государственной власти должны быть согласительные процедуры, и лишь при невозможности достичь согласия обращаются к судебному разбирательству Решения и действия, а также бездействие в том случае, когда было необходимо действовать, органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Практика показывает, что чаше всего судебному обжалованию подвергаются муниципальные правовые акты, касающиеся введения различных не предусмотренных законодательством местных сборов, ограничения на ввоз или вывоз определенных товаров (например, зерна или алкогольной продукции), нарушения при приватизации объектов муниципальной собственности, выделении земельных участков под застройку и др.

2.Судебная система Российской Федерации. Организация судебной системы Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации и система судов общей юрисдикции. Уровни судебной системы. Система арбитражных судов. Статус судей в Российской Федерации.

Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие. Запрещает Конституция РФ и создание чрезвычайных судов.

Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого—либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России.

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный СудПравовой основой является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ " О Конституционном Суде Российской Федерации"

КонституционныйСудРоссийскойФедерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия КС:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

КонституционныйСудРоссийскойФедерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РоссийскойФедерации.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РоссийскойФедерации сроком на шесть лет из числа судей КС. Председатель КонституционногоСудаРоссийскойФедерации имеет двух заместителей, которые назначаются таким же образом.

Судьи не делятся на коллегии, а все вопросы, отнесенные к компетенции, рассматривают коллегиально (не менее ¾ состава).

Председатель КС – Зорькин Валерий Дмитриевич.

Верховный суд Российской Федерации и система судов общей юрисдикции.

Правовая основа: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды;

4) военные суды;

5) специализированные суды.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Аналогично назначаются первый заместитель и заместители председателя.

Председателем ВС РФ является Лебедев Вячеслав.

Верховный суд субъектов федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия. Рассматривает по первой инстанции все дела, которые не отнесены к подсудности других судов.

Система арбитражных судов.

Правовая основа: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ " Об арбитражных судах в Российской Федерации"

Арбитражные суды округов - Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Глава2 №1-ФКЗ утратила силу (Высших арбитражных судов больше нет).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал