Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Китайского классического садоводства.
В главе приводятся данные по истории садово-парковых ансамблей Китая от древних времен до настоящего времени. Истоки традиционного китайского садоводства лежат во временах ханьской и цзиньской династий (221 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Однако некоторые историки утверждают, что хронологию становления китайского сада можно проследить еще от XVI–XI веков до н. э. В современных китайских садах четко определяются два направления: первое — неуклонное следование старым традициям, что, однако, не означает копирования садов древних мастеров; второе — использование европейских мотивов, прошедших через призму китайского восприятия культурных ценностей других стран. В главе анализируется ряд теорий китайских философов (Конфуций, Лао-Цзы, Фэн Юлань и др.), пейзажистов (Гу Кайчжи, Цзун Бин), каллиграфов (Ван Сичжи), литераторов (Ду Фу, Ван Вэй, Ма Чжи-юань, Цао Сюэцинь) оказавших значительное влияние на развитие теоретической основы традиционного китайского сада, а также приводятся доказательства тесного взаимодействия и общих эстетических принципов садоводства, архитектуры, живописи, каллиграфии и литературы. Главный принцип построения китайского сада заключается в необходимости создания предельной гармонии между природным и рукотворным ландшафтом. Важно, что вмешательство человека должно было идти не на “замену” элементов природного ландшафта, а на его “дополнение”. В основе китайского классического садоводства лежат следующие философские теории: · Теории философского даосизма: 1. «Через сложную работу вернуться к исходному» - сад должен выглядеть, как природный объект. Имитация реально существующих природных ландшафтов. 2. «Красота простоты» - соответствие внутренних качеств и внешней формы. Умение видеть и использовать красоту природных компонентов, например, отдельно взятого камня или дерева. 3. «Теория пустоты» - садовник должен уметь оценить потенциал используемого пространства быть заполненным, подразумевается бесконечность творческих возможностей человека. 4. Теория Фэн Шуй - учение об экологической гармонии. 5. Теория «Инь-Ян» - единство противоположностей в отношении к красоте и искусству (камень/гора/земля и вода в саду), впоследствии отразилась в теории контрастов. · Теории конфуцианства: 1. Теория разнообразия или «гармония неоднородна» - создаваемый человеком сад, чтобы быть гармоничным, должен быть разнообразным. 2. Теория «Золотой середины» - избегать крайностей и подчеркивать красоту, заложенную природой, не изменяя свойство объекта. 3. Теория «Копирования добродетелей» - элементы ландшафта и растения сравнивались с моральными качествами людей. 4.Теория единства противоположностей «Инь-Ян» в отношении этики и морали. Анализируя четыре вида китайского искусства – садоводство, литературу, живопись и каллиграфию, можно видеть, что они развивались и совершенствовались в тесной взаимосвязи друг с другом. Философский даосизм и конфуцианство можно считать теоретической основой, на которой базируются все эстетические принципы китайского садово-паркового искусства.
|