Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характерные особенности (черты) японского сада.
Японский сад можно рассматривать с разных точек зрения, поскольку совокупность характерных черт относится к разным областям знаний. Любой японский сад включает в себя пять компонентов: один духовный – идейно-концептуальное решение и четыре материальных – это камни, вода, растения и архитектурные элементы. Пространство и форма. Из-за преобладания теплого сырого климата в Японии была разработана форма деревянной архитектуры, характеризуемая максимальной открытостью и возможностью к трансформации, практически удаляя границу между жилищем и садом. Отсутствие подчеркнутой границы между внутренним и внешним (т.е жилищем и садом) - и есть выражение идеального японского пространства в повседневной жизни. Для небольших садов включение в композицию фрагментов стены, ограничивающих пространство сада - существенно. Это дает возможность сконцентрировать внимание на объекте, что особенно характерно для символических дзенских садов. В больших садах ограничением пространства могут выступать естественные элементы окружающего ландшафта, как правило, горы, покрытые лесом. Часто легкие бамбуковые прозрачные ограждения служат только для того, чтобы установить пространственные разделы внутри сада, отделяя части сада с различным композиционным решением. Идея пространственных разделов, несомненно, китайская, но материал применяется более легкий и дешевый. Пришедшие из Китая в середине первого тысячелетия новой эры планировочные решения в садовых и храмовых комплексах неизменно демонстрировали приверженность к симметричному расположению элементов. Например, стандартный континентальный буддийский храм строился симметрично по оси юг-север. Однако, постепенная адаптация континентальной архитектуры к японскому представлению о гармонии, повлекла за собой разрыв симметричных связей между отдельными элементами. Единственные образцы китайской осевой симметрии, используемой в Японии в более поздние периоды, являлись преднамеренными копиями существующих (или существовавших) китайских объектов. Одна из таких копий – храм Конфуция в префектуре Окаяма. Чайный сад - наиболее молодой тип классических японских садов, может быть принадлежностью храмов, императорских дворцов, жилых резиденций. Он обязательно имеет внутренние символические ворота или калитку в низкой изгороди, делящей его на внешнюю и внутреннюю части. Специальные скамьи с навесом предназначены для ожидания церемонии. Их конструкция позволяет сосредотачиваться посетителю только на одной композиции, как бы завершая полный обзор сада перед началом церемонии. Деревья закрывают для чайного домика прямую перспективу, делая внутреннее пространство изолированным. Исследуя сохранившиеся и новые японские сады, автор пришел к выводу, что символизм характерен для японских садов в большей степени, чем для китайских. Для японских садов характерны символы в основном буддийской философии и мифологии, а для китайских – даосской и конфуцианской. Кроме всего символика японских садов связана с природными явлениями, характерными для островной Японии. Так, например, в китайских садах полукруглая арка моста, составляющая вместе со своим отражением в воде полный круг, символизирует небо (главный объект поклонения в Китае), в Японии подобный мост символизирует восходящее или заходящее солнце. Для островной Японии морской пейзаж с восходящим или заходящим солнцем гораздо ближе и понятнее китайского божественного символа. Характерны также растения-символы, в большинстве своем заимствованные из Китая. К символизму можно отнести и буддийско-даосскую нумерологию, присутствие которой проявляется в японских садах весьма активно. Прежде всего, это относится к расстановке камней в садовых композициях, количестве ярусов у садовйх каменных пагод. К малым архитектурным формам в японских садах относятся каменные и металлические фонари, цукубай, каменные пагоды, мосты, каменная и металлическая скульптура. Каменные фонари Японских садов берут свое начало от древних китайских жертвенников и ламаистских печей для возжигания благовоний. Однако в китайских храмах традиционным материалом для их изготовления был металл, металл с камнем, а в ламаистских храмах Тибета - камень. В Японии фонари изготавливались из камня только по причине недостаточности рудных ископаемых, а металлические - завозились из Китая. Со временем появился целый спектр специальных по значению форм и типов фонарей, в зависимости от назначения и места его установки. Например, в саду виллы Кацура установлены 24 каменные фонаря, каждый из которых имеет специальное название. Цукубай - каменная чаша, куда поступает вода из источника, и откуда берут воду для приготовления чая и омовения рук. Аналогов в китайских садах нет. Цукубай бывает естественного происхождения (камень с достаточно объемным углублением) или рукотворным. С развитием традиции Чайной церемонии, комплекс элементов включающих каменную чашу, бамбуковую водоводную трубу и каменный фонарь «Орибэ» стал одним из обязательных композиционных элементов сада. Каменные пагоды вяпонских садах– сами по себе глубоко символический элемент. Пройдя трансформацию от ступы в Индии, многоярусной башни в Китае до здания буддийского храма в Японии, они приобрели символический смысл в качестве буддийского атрибута. Разнообразие мостов в садах Японии достаточно велико. Более древним типом мостов являются крупные арочные деревянные или каменные мосты. Деревянные мосты часто окрашены в красный цвет по китайскому аналогу. Форма зигзагообразного моста «Яцухаши» заимствована из китайских даосских легенд, но в Японии приобрела буддийское значение, большее количество изгибов и иную конструкцию. Мостики, соединяющие берега небольших ручьев (часто сухих) или протоков, выполненные из цельного камня - имеют чисто японское происхождение. Скульптура, изображающая реальных или мифологических животных, персонажей японского пантеона, встречается только на территориях буддийских храмов и синтоистских святилищ. Фигурка дракона на коньке крыши в парковых павильонах тоже встречается редко, чаще всего - на храмовых зданиях. В общественных садах конца XIX- ХХ веках появились статуи некоторых народных героев европейского образца. Камни и вода – это основа любого японского сада, иллюстрирующая китайскую натурфилософскую теорию гармонии «Инь-Ян».Ни один японский сад не построен без использования этой основы, лишь в единичных случаях камни могут быть заменены земляными или гравийными холмами (сад храма Дайтокудзи, новый сад Дзисёдзи). В отличие от китайских садов, где вода присутствует в исключительно натуральном виде, в японских садах миниатюрного стиля она может иногда, а в садах символических и абстрактных – всегда, изображаться при помощи гравийных отсыпок. Однако. Присутствие воды в натуральном или символическом виде в японских садах обязательно. Для символического изображения воды была разработана целая методика, широко известная сейчас под названием “Сухой пейзаж” – “Каресансуй”. Сухой пейзаж, это такой садовый прием изображения воды, который заставляет человека активизировать сознание на создание определенно заданных образов. Ледник, обработавший камни на плоскогорьях Европы и Америки в прошлые геологические эпохи, не затронул Японские острова, поэтому в японских садах никогда не используются округлые камни маренного происхождения. Для создания каменных композиций, обрамления береговой линии водоемов, для дорожек и как пешеходных трапов через водный поток, устройства водопадов - используются крупные камни, образовавшиеся в результате выветривания горных пород, обломки морских скал, отшлифованные водой речные камни и речной гравий, морская галька. Мелким светлым гравием покрываются большие открытые пространства, создавая фон всему, что на них посажено или построено, галькой заполнялись лотки, собирающие падающую с крыш воду. В символических и абстрактных садах камень заменил собой не только воду, но и растения, и животных - композиция “тигр с тигрятами” в саду храма Рёан-дзи, водопад в Сайходзи и русло ручья в саду Миосиндзи храма Тайдзо-ин. Камень дал жизнь каменным фонарям, каменным пагодам и цукубаям. Известно, что японские мастера различают 138 типов камней (Николаева, 1975), в зависимости от места использования их в композиции и формы. Любой японский сад – это “сад камней”, так как камень был и остается основным элементом при его создании. Каменные дорожки в саду играют двойную роль: указывают путь и одновременно являются основой для этого пути, а также связывают две точки в саду в одно визуально целое. Способы их укладки и форма могут быть разными, но задачу они всегда выполняют сходную, как в современных садах, где могут быть уложены в газон, так и в более древних, уложенных в гравийное покрытие. Несколько сходны с ними и камни, позволяющие переходить водный поток. Они всегда являются продолжением или частью дорожки, но позволяют свободно течь воде между ними. В садах XVII-XVIII веков начали использоваться обработанные камни. В отличие от природных камней они имели тенденцию представлять определенную симметрию, рожденную их собственной формой. Присутствие обработанных камней повлекло введение прямых геометрических линий и правильных кривых соединений. Это явилось своеобразной революцией в садовом искусстве Японии, которое раньше опиралось на свободные, естественные формы камней. Всегда ценились камни, способные играть роль моста, без опоры по середине – длинные и плоские, а также природные, не обработанные цукубаи, то есть природные чаши, из которых можно брать воду для омовения рук и для приготовления чая. Вода присутствует в садах не только в виде крупных водоемов, но и в виде небольших речек, горных ручьёв или водопадов. Очень часто происходило совмещение декоративной функции ручьев и каналов, с необходимостью создания определенного микроклимата и комфорта проживания через систему ирригационных сооружений. Например, в Киото, где погода в летний период стоит жаркая и безветренная, широкое распространение получила практика устройства многочисленных каналов, дающих прохладу. Часто ручей проводился под полом павильонов, где специальное устройство пола позволяло естественной конвекции перемешивать охлажденные водой слои воздуха, снижая температуру. В древнем руководстве по строительству садов, созданном в одиннадцатом веке “Сакутейки” (Tachibana, 1976), описывается десять типов водопадов, разработанных в эпоху Хейан. Достижения в проектировании и строительстве водопадов и каналов именно в этот период можно объяснить в значительной степени непосредственным влиянием топографических особенностей расположения Киото и его окрестностей, окруженных горами и изобилующими естественными горными потоками. С усилением дзенского влияния на садовую культуру, многие структурные элементы сада все больше и больше стали приобретать черты символизма. Образы животных. Создание переходящих образов характерно для фольклора многих народов в зависимости от природно-географического положении страны. Идеи единения с природой, наделение представителей растительного и животного мира человеческими характеристиками или возведение ряда биологических особенностей растейний и животных в ранг добродетелей заимствованы из Китая, но в то же время имеют ряд местных особенностей. Так китайская идея об островах бессмертных в водоемах японских садов превратилась в острова Журавля и Черепахи, реальных представителей фауны Японии, символы гармонии Ян и Инь, в силу своих противоположных характеристик. Популярные в Китае львы в садах не встречаются, кроме входных групп некоторых синтоистских и буддийских храмов. Одним из цветовых акцентов японских садов (иногда главным) являются стаи разноцветных карпов в водоемах сада. Эта традиция тоже пришла в Японию из китайской мифологии, где карп считается одним из девяти детей дракона, покровителя водной и воздушной стихий, хранителя водоемов. Образ дракона в японской культуре не занимает такого высокого положения, как в Китае. Его изображение в основном в садах и парках встречается только как архитектурный декор крыш павильонов и храмов. Изображение другого представителя китайской мифологии – феникса еще менее распространено. Иногда эти образы переносились на названия храмов, элементы сада и архитектуру – например, Рёанзи - «Храм успокоенного Дракона», холл Феникса в храме Бёдо-ин, мост Хоо (Китайского Феникса) и пруд купающегося дракона в саду императорской виллы Сюгакуин. Растения. Одним из наиболее известных растений Японии является сакура - символ чистоты, благополучия и стойкости. В ботаническом смысле сакурой называются в Японии 11 видов растений во время цветения подсемейства косточковых (Prunoidea), произрастающих в природе Японских островов (Kashioka, Ogisu, 1998). Пристальное внимание к ним обусловлено сельскохозяйственными традициями - начало цветения сакуры совпадает со временем начала посадки риса. Культура возделывания риса, также как шелк и металл, пришли в Японию вместе с другими проявлениями континентальной китайской культуры в период активного распространения буддизма. Поэтому для японского крестьянина возделывание новой культуры должно было быть увязано с более привычными природными циклами, чем и явилось цветение местных видов косточковых. Поскольку протяженность Японских островов с севера-востока на юго-запад составляет около 3500 км, то такими индикаторами в разных регионах страны были разные виды. Физиологическая особенность лепестков сакуры опадать с высоким тургором, т.е.не увядшими, было принято самурайским сословием как иллюстрация собственного кодекса чести. Вишня (или слива), бамбук и сосна – обязательные представители растительного мира в японских садах и имеют те же символические значения, что и в китайских. Наиболее старые японские сады, особенно сохранившиеся на территории буддистских храмов и посвященных Будде Амиде, покровителю Западного рая, имеют много хвойных и других вечнозеленых растений (Abies firma Siebold & Zucc., Picea glehnii Mast., Pinus parviflora Siebold & Zucc., Cryptomeria japonica D.Don, Camellia japonica L., Cinnamomum camphora (L.) T.Nees & C.H.Eberm., Gardenia jasminoides Retz., Rhododendron kaempferi Planch., Podocarpus macrophyllus (Thunb.)Sweet и др.). Это объясняется схожими во многих культурах, где есть понятие рая, представлениями об их стабильно декоративном, т.е.неизменяющимся со временем виде. Амидаистская идея вечности рая и соответственно, неизменности сада, перешла потом в дзенские сады, где образ растений был и вовсе заменен вечным и неизменным камнем. Особое внимание в японском саду уделено лотосу. Прежде всего, лотос символизирует высшую чистоту, и в этом значении широко использовался в эстетических учениях буддистов и даосов. В садах стиля Дзёдо (Природного пейзажа), единственный из “невечных” цветов – присутствует лотос, как лучшее украшение водоемов. Основными принципами подбора растений в японских садах были следующие: использование растений местной флоры; приоритетное использование растений, имеющих символическое значение (виды родов Prunus, Pinus, Phillostachis, Salix); в садах храмов предпочтение отдается растениям с наименьшими сезонными изменениями (виды родов Pinus, Juniperus, Chamaecyparis, Bambusa, Camellia, Cinnamomum, Ilex, Cryptomeria, Eurya, Pleioblastus, Taxus, Quercus), в чайных садах – с наибольшими сезонными изменениями (виды родов Acer, Cercidiphyllum, Malus, Euonymus, Hydrangea, Magnolia, Prunus, Rhododendron, Spiraea). Каллиграфия. С приходом в Японию иероглифического письма и развитием каллиграфии, рисунок особо значимых иероглифов довольно часто использовался для формы водоема, чтобы таким образом усилить значение сада или отдельной его части. Древними китайскими и японскими иероглифами украшены цукубаи и каменные стелы в садах, большие яркие таблички с афоризмами императоров или древних философов устанавливаются над входами в павильоны. Архитектура. Традиционная японская архитектура во многом базируется на той, что была занесена китайскими и корейскими миссионерами. Буддистская храмовая архитектура была импортирована в Японию после принятия основных доктрин буддийской веры. В отличие от европейских традиций, где садовые стили следуют за архитектурными, в Японии они существовали независимо друг от друга, поэтому и не оказывали существенного взаимовлияния. На основании проведенных исследований автором данной работы выделено семь основных принципов построения японских садов и парков. В большинстве позиций они повторяют китайские. 1.Имитация реально существующих природных ландшафтов. 2.Обязательное включение камней (холмов) и воды, как основных элементов садов и парков. 3.Филосовски доработанная теория контрастов – контраст формы и времени (например, стареющая с годами древесина построек и возобновляемая каждую весну зелень садовых растений). 4. Включение объектов дальнего плана не принадлежащего данному пространству (Заимствованный пейзаж). 5. Символизм. 6.Обязательное использование растений, имеющих символическое значение для данной местности. 7.Использование широкого диапазона малых архитектурных форм в виде каменных фонарей и пагод, цукубаев, мостов, беседок и павильонов. В результате проведенных исследований и анализа собранного материала нами установлено, что в процессе развития и становления национальных садов Японии, как вида прикладной деятельности, из китайской культуры было заимствовано: 1. Теоретическая база для строительства садов и парков. 2. Основы планировки городов, императорских, храмовых садов и парков, садов жилых резиденций. 3.Архитектурные приемы строительства деревянных зданий и садовых павильонов (система модульных конструкций), 4. Малые архитектурные формы. 5. Принципы подбора растений.
|