Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление японского сада под влиянием китайской культуры.
Из всех сопредельных Китаю стран, Япония наиболее удалена, поскольку с материковым Китаем она имеет только морскую границу. Несмотря на это, именно Япония оказалась наиболее восприимчива к китайской садовой культуре, адаптировав ее под собственные эстетические нормы. Развитие японского сада продолжалось многие века, пока существовали тесные культурные контакты между этими странами вплоть до начала XVII века. Значительную роль в этих контактах сыграл северный поток Великого Шелкового пути, заканчивающийся в Наре. Поэтапное внедрение китайских приемов декоративного садоводства в Японию на протяжении многих исторических эпох, мы проследили по различным литературным источникам. В период Асука (к. VI-го века до 710 года)водоемы в садах приобретают устойчивое центральное положение, мосты связывают берег с островами в водоемах, постройки (дворцовые и храмовые) приближены к берегам водоемов, появляются сведения о плавающих островах (из китайского эпоса); в искусственный ландшафт внедряется китайская идея о сказочных садах (сады рая, впоследствии – сады Дзёдо); искусственная гора используется как фокусный центр сада. Появляются сады разных сословий – сады правителей, частные, загородные и городские сады. В периоде Нара (711- 794 гг. н.э.) наблюдается всестороннее внедрение китайской культуры в связи со строительством новой столицы г. Хейдзё (Нара) по модели китайского города Чанъань Танской империи. В период Хейан (794-1185 гг. н.э.)в планировке садов императорских дворцов, в городских и храмовых садах проявляется осевая структура (юг-север), водоем имеет центральное расположение и обязательным элементом становятся острова, что является отличительной чертой китайских садов танского периода. Популярными становятся водопады, не характерные для естественных ландшафтов Японии (но характерные и популярные в Китае). На протяжении всего периода Камакура (1185-1333) сады сохраняют структуру садов предыдущего периода, у водоемов появляются галечные отмели, каменные композиции по берегам и в воде, популярной становится установление павильонов в виде лодки и просто тесно связанных с водой. Начало популяризации идей Дзен-буддизма, занесенных из Китая (Чань-буддизм) в 1195 году. В конце периода Камакура жил и творил выдающийся мастер садов автор каресансуй (техники сухого пейзажа) Мусо Сосеки Кокуси. Период Намбокусё (1333-1392) ознаменован активными междоусобными войнами. Экономический упадок в раздробленной стране породил интерес к «малобюджетным» - дзенским - символическим и абстрактным садам в технике сухого пейзажа (каресансуй), которые часто становятся частью уже существующих садов с натуральными водоемами и холмами. В эпоху Муромати (1392-1568 гг.) в Японии фактически была осуществлена китайская идея сближения аристократической и народной культуры, господствовавшая в Китае в эпохи правления династий Тан, Сун и Юань. Изменения в культуре и господствующей идеологии нашли отражения в создаваемых ландшафтах. Сад в технике каресансуй приобретает пространственную независимость и перестает быть частью созданных садов, а выполняется как самостоятельный объект. Абсолютное лидерство в популярности садового материала завоевывает камень. Проявляются и укрепляются независимые от китайских традиций национальные черты японского сада - исчезает осевая симметрия, в садах копируются уже не китайские, а японские природные пейзажи. Особенно популярным становится образ горы Фудзиямы. С внедрением в японскую культуру чайной церемонии появляются первые чайные сады. В период Момояма (1568/1573 – 1600/1603) наблюдается развитие и совершенствование чайной церемонии, пространственно связанной с садом. Чайный сад (или сад чайных церемоний) приобретает устойчивые черты, демонстрируя красоту изменяющейся природы. Литература, архитектура и строительство садов развиваются по единым эстетическим нормам. Начинается строительство императорских садов по аналогии с садами правящей в это время в Китае династией Мин. В период Эдо (1603-1867) возрождаются конфуцианские идеи о гармонии человека и природы. Совершенствуются приемы садового искусства и строятся сады практически всех известных стилей. Меняется концепция планировки садов: появляется развитая дорожная сеть, пейзажные группы формируются с учетом движения посетителя - соответствии с конфуцианскими принципами посетитель и сад из статичного состояния по отношению друг к другу переходят в динамичное. Новый период в истории Японии начался с момента передачи политической власти от последнего сёгуна Токугава императору Мэйдзи в 1868 году. В эру Мэйдзи (1868-1912 гг.) широкомасштабно развивались и возобновлялись контакты с западноевропейскими государствами и Америкой. В парках и садах, в том числе императорских, появились злаковые газоны, цветники и фонтаны. Частные и храмовые сады европеизации не подверглись. С начала ХХ века началась культурная экспансия традиционного японского садоводства во многие страны мира. 5.2.2. Исторические и религиозно-философские предпосылки развития японского сада. В главе анализируются факторы влияния местных и заимствованных религий и философских, в основном буддийских, школ на развитие садово-паркового искусства Японии. Теоретическая основа японских садов базируется на буддийской интерпретации древних китайских философских учений: 1. Сад, как имитация природного объекта. 2. Эстетика простоты. 3. Теория контрастов. 4. Теория Пустоты. 5. Теория всеобщей гармонии «Инь-Ян». 6. «Копирование добродетелей» (в Японии проявилась как символизм). 5.2.3.Классификация японских садов. Используемый в настоящее время исторический подход к классификации японских садов основан на философских учениях постижения мира разных буддийских школ, в том числе, через учение о рае (секта Дзёдо) или через созерцание (секта Дзен), присущих разным поколениям и разным эпохам. Различаются следующие стили: - сады Дзёдо, (или, в современной интерпретации – стиль природного пейзажа), миниатюрные сады, символические, абстрактные и чайные сады (Ogata Kenzo, 1984). В период с 1988 по 2005 гг. автором данной работы обследованы 51садов в 7 регионах Японии, преимущественно в центральных и южных областях страны. 20% объектов не укладываются в приведенную выше классификацию Ogata Kenzo. Это относится в первую очередь к городским садам и паркам, и некоторым частным садам, построенным с конца XIX века до н.в. В дополнение к существующей классификации по стилям, мы предлагаем классифицировать японские сады по их функциональному назначению, по аналогии с предложенной нами классификацией китайских садов. Несмотря на прочные связи и обширное заимствование из Китая в области садово-паркового искусства и ландшафтного строительства, японские сады в данной типологии лишь отчасти совпадают с категориями китайских садов, приведенных в Главе 3 настоящей работы. По функциональному назначению японские сады можно подразделить на пять основных категорий: 1. Императорские сады и парки - строились для личного пользования императора, его семьи, относительно большие по площади (самый крупный сад – вилла Сюгакуин, 56 га), отличались зонированием застройки и насаждений с редкими павильонами, природные территории, включенные в пространство императорских вилл и дворцов, подвергались значительной трансформации; планировка свободная с незначительными проявлениями регулярной. 2. Сады феодальных замков – сады при градообразующих объектах фортификационного типа структуры, строились как территории ограниченного пользования, планировка подчинена центральному расположению замка, могут иметь несколько обособленных садов разного стиля и периода создания. 3. Сады храмов и святилищ - приурочены к культовым учреждениям; могут иметь несколько обособленных садов разного стиля и периода создания; доступ ограниченный, планировка свободная. 4. Частные сады - территории ограниченного пользования в пределах одной семьи; может быть несколько водоемов, самый крупный имеет центральное расположение; планировка свободная, постройки занимают незначительную часть территории. 5. Городские сады и парки - территории открытого доступа, с планировкой, предусматривающей высокие рекреационные нагрузки, как правило, с элементами синкретизма.
|