Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рельеф, камни и вода.
Камни и вода – главные составляющиелюбого китайского сада; они являются основными символическими элементами, олицетворяющими согласно классическим философским концепциям гармонию – Ян (камень) и Инь (вода). Камни и вода непосредственно связаны с рельефом и при недостатке этих природных ресурсов в садах всегда воспроизводились искусственно. Холмы в садах бывают земляными или каменными, а также существуют земляные холмы с камнями и каменные холмы с землей, в зависимости от соотношения этих материалов. Холмы, полностью сложенные из камней, имеют в своих пределах пики, пещеры, отвесные утесы и другие особенности, подчеркивающие характер горного рельефа и характерные для естественных ландшафтов. Выбор материала для устройства искусственного холма зависит не только от видения мастера, но и от климата местности. Так, дождливый климат Южного Китая сильно затрудняет устройство земляных холмов, поэтому на юге более традиционны каменные, реже встречаются каменно-земляные холмы. На севере, особенно в садах дворцовых комплексов, можно видеть грандиозные земляные горы, такие, как, например, в парке Бэйхай или Цзиншань. Высота холмов и каменных композиций в садах и парках обычно не превышает 7 м. Камни береговой линии или установленные в воде необходимо рассматривать с близкого расстояния. Поэтому подобные видовые точки располагаются там, где расстояние от беседок, дорожек и других мест, предназначенных для предметного любования, не превышает 20 м. Рассматривая собственно камни, как материал для ландшафтных работ, автор данного исследования выделяет две их главные функции. Первая — конструктивная, когда камни используются для укрепления склонов, холмов и берегов водоемов. Вторая — декоративная (каменные композиции в ландшафте сада несут главную эстетическую нагрузку). Холмы в садах дополняются водными сценами, включающими реки, водопады и озера. Использование камней в традиционном китайском саду можно подразделить на четыре основных направления. 1. Главный исходный материал (наряду с водой) для построения основы сада; материал для формирования искусственных холмов; 2. Разграничение пространства посредством садовых стен и фоновых декораций. 3. Вертикальные композиции во внутренних дворах, малых сценах, композиции на склонах, террасах, создание акцентов. 4. Обрамление береговой линии водоемов, укрепление откосов, формирование садовых лестниц, дорожек, переходов, подпорных стен. Вторым главным элементом на объектах ландшафтной архитектуры Китая является вода. Атмосфера, которую создает в саду вода, — это комплекс ощущений прохлады, звуков и отражений. Водоем в саду расширяет и углубляет пространство, удваивая количество композиций за счет отражения. Многие известные сады в Китае формировались на берегах огромных естественных озер. Например, сады на берегах и островах озера Сиху в Ханчжоу занимающего площадь в 600 га, а сад Шоусиху в Янчжоу, имеет водную гладь в 30 га. Китай богат природными водными ресурсами: по его территории протекают крупнейшие в Азии реки. Поэтому именно этот образ и был отражен в классических китайских садах. В больших по площади садах спокойная вода каналов, соединяющих водоемы, — это олицетворение великих рек Китая и даже Великого Канала, что характерно для императорских парков и, в общем, для северного типа садов. Наряду с крупными водными объектами в сады перенесен и образ малых водных потоков, водопадов, перекатов, бьющих родников. Вместе с моделями горных утесов и холмов, каменными лабиринтами они нашли свое отражение в садах юга. Нередко в парках, созданных на базе природных комплексов, естественные водопады и ручьи включаются в преобразованный ландшафт. Там вода поступает в водоемы сада извне и, проходя через разные пейзажные картины, связывает их в единое целое.
|